Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет: «Жил был…утенок» (По произведению Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим») (Технология продуктивного чтения-слушания)
план-конспект занятия
Аннотация.
Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг. При написании данной методической разработки была использована технология продуктивного чтения – слушания Чиндиловой О.В, которая предполагает совершенно новый подход к прочтению текста, а значит и пониманию его смысла и задумки автора.
Технология продуктивного чтения - слушания предполагает три этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.
Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
- Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
- задать вопросы автору;
- включить воображение детей;
- привлечь внимание к чему-то и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utenok.docx | 136.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет:
«Жил был…утенок»
(По произведению Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим»)
(Технология продуктивного чтения-слушания)
Аннотация.
Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг. При написании данной методической разработки была использована технология продуктивного чтения – слушания Чиндиловой О.В, которая предполагает совершенно новый подход к прочтению текста, а значит и пониманию его смысла и задумки автора.
Технология продуктивного чтения - слушания предполагает три этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.
Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
- Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
- задать вопросы автору;
- включить воображение детей;
- привлечь внимание к чему-то и пр.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.
Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:
- диалог с автором.
- комментированное чтение.
- Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания.
Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям.
Таким образом, работая с текстом, применяя данную технологию, мы решаем комплекс задач: вызываем у ребёнка желание, мотивацию прочитать произведение, обеспечиваем полноценное восприятие текста и понимание его содержания.
Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения- слушания» на примере знакомства со сказкой «Знаменитый утенок Тим» Энид Мэри Блайтон.
В процессе организованного взаимодействия дети учились восстанавливать сюжет рассказа, составляли простой план по сказке, пересказывали по опоре. С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую и познавательную активность всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛЬ: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с произведением Энид Мэри Блайтон «Знаменитый утенок Тим»; способствовать формированию навыка эмоционально, воспринимать произведение, понимать содержание сказки; критически оценивать поступки героев произведения.
Задачи:
Создать условия для:
- пробуждения интереса к слушанию сказки «Знаменитый утенок Тим»
- знакомства с текстом произведения;
- расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные), формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
- формирования умения составлять простой план, восстанавливать сюжет рассказа
- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.
Словарная работа:
Обогащение: находчивый, смекалистый, любознательный Активизация: отважный, любопытный, отзывчивый.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: книга с произведением Энид Мэри Блайтон
«Знаменитый утенок Тим».
Раздаточный материал: картинки - рисунки на каждого ребенка, простые карандаши.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивационный этап:
Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех К нам придёт успех!
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в группе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
В группе раздается стук в дверь.
На пороге лежит посылка с письмом.
Воспитатель: (читает письмо- загадку) «Здравствуйте, ребята. Я маленькая водоплавающая птица, которая появилась из яйца. У меня желтый окрас перьев, гибкая шея и плоский клюв, короткий хвост. Когда хожу по земле, я переваливаюсь из стороны в стороны. Отгадайте, кто я?»
Воспитатель: Правильно, ребята. Утенок.
Воспитатель: (продолжает читать письмо) «Ребята, я отправил вам в подарок замечательную книгу.» (В посылке книга «Знаменитый утенок Тим» Энид Мэри Блайтон)
Дети рассматривают иллюстрации, высказывают предположения, о чем и о ком эта книга.
Воспитатель: Подумайте: какие события могут в ней развиваться? Воспитатель: Как думаете, о чем будет это произведение? (ответы детей). А как вы думаете, чем знаменит утёнок? (ответы детей). Вы, когда-нибудь слышали о Тиме? Кто же не знает Тима? О его приключениях? Вы хотите
узнать? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, проверим ваши предположения, когда прочитаем произведение Энид Мэри Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
Исполнительский этап Чтение-слушание
Сказка про любознательного, храброго и доброго утенка Тима, который жил на птичьем дворе.
Тим был особенный и постоянно попадал в разные происшествия. Жил-был……утёнок Тим. Всё ему было интересно.
И вот как это произошло… Слышите?
— Кряк! Кряк!
А знаете, кто это крякает? (ответы детей принимаются, но не комментируются)
Это крякает знаменитый утёнок Тим. Вы когда-нибудь слыхали о Тиме?
(ответы принимаются, но не комментируются)
Наверно, слыхали. Кто же не знает Тима! О его приключениях можно написать целую книгу. У Тима три сестры и три брата, но все они — обыкновенные утята, а Тим особенный. (Интересно почему? Ответы детей принимаются, но не комментируются).
Вы только посмотрите на него. Правда, можно подумать, что он — самый главный во дворе? (Где мы можем его увидеть Тима? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Тим любит гулять один, и Мама-Утка постоянно волнуется: где Тим, не случилось ли с ним чего-нибудь? Все во дворе жалеют Маму- Утку, все
говорят, что Тим плохой сын. (А вы поняли, почему так говорят? Ответы принимаются, но не комментируются)
Корова Роза сказала:
- Этот Тим добром не кончит.
- Ох, — вздохнул козёл Буль, — попадёт он когда-нибудь на сковороду. А Тим только засмеялся:
- Посмотрим. Кряк! Кряк!
Однажды Тим вышел за ворота, посмотрел направо, посмотрел налево и побежал в поле.
- Эй, Тим! — забеспокоилась Мама-Утка. — Не отходи от меня так далеко.
- Ничего, мама! — крикнул Тим. — Я скоро вернусь! — И побежал дальше. Бежал, бежал и вдруг увидел речку.
- Ого, — сказал Тим, — да здесь можно выкупаться! Какая чистая вода! Не то что в нашем пруду.
Тим стал разглядывать камешки на дне и только собрался прыгнуть в речку, как вдруг из воды вылезло какое-то чудовище с длинными ногами и выпученными глазами. (Испугались? Как вы думаете, кто это? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
- Ой, кто ты? — испугался Тим.
- Я — лягушка, — ответило чудовище и выскочило на берег.
- Ты лягушка? — обрадовался Тим. — Вот хорошо. Мама говорила мне, что лягушки очень вкусные. Дай-ка я тебя съем.
- Что ж, — квакнула лягушка, — попробуй.
- Вот и попробую! — крикнул Тим и кинулся на лягушку.
- Ква-ква-ква-а-а! — запела лягушка и вдруг прыгнула влево, в траву. Тим
- влево, а лягушка — вправо. Тим — вправо, а лягушка как подпрыгнет вверх — и шлёпнулась сверху прямо на Тима. Уселась на нём верхом и кричит:
- Но! Но! Живей!
Тим испугался и заплакал: (Бедный Тим!)
- Мама! Мама! Лягушка хочет меня съесть!
Мама-Утка выбежала навстречу. А лягушка увидела утку — прыг в воду! Буль-буль-буль! — и нырнула на дно.
Только её и видели!
- Как тебе не стыдно катать на себе лягушек! — сердито закричала Мама- Утка. — Лягушек надо есть, а не катать. Катать глупую зелёную лягушку! В другой раз я тебя за это побью!
- Буль-буль-бульк! — фыркнула лягушка из воды. Тим опустил голову и поплёлся за мамой.
Так прошли они несколько шагов, и вдруг Тим остановился. Он увидел в траве какую-то странную вещь. Это была старая печная труба, внутри вся чёрная от сажи. Ну, конечно, Тиму нужно было в неё заглянуть.
- Да это настоящий тоннель! — обрадовался Тим. — Вот хорошо! А я буду паровоз!
Тим протиснулся в трубу и сразу весь перепачкался в саже. (Догадались, что с ним произошло? Ответы принимаются, но не комментируются).
Чем дальше лез Тим, тем он становился всё чернее и чернее. Видите, каким он вылез из трубы, — даже клюв стал чёрным.
Мама-Утка не знала, что Тим полез в трубу.
Мама-Утка думала, что Тим смирно идёт сзади. Вдруг она обернулась.
- Караул! Спасите! — завопила Мама-Утка и бросилась к своим утятам. — Бежим! Скорее! За нами гонится какой-то чёрный урод!( Некрасивый, безобразный)! (А вы поняли, кто гонится на утятами? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Мама-Утка и утята побежали по полю.
Они мчались изо всех сил, а Тим бежал за ними вдогонку и кричал:
- Подождите! Подождите! Это я — Тим!
Но Мама-Утка и утята не слышали Тима. Они бежали по траве, громко крякали, падали, поднимались и снова бежали.
Вот и пруд.
- Прыгайте в воду! — скомандовала Мама-Утка. — Наверное, чёрный урод не умеет плавать!
Утята попрыгали в воду, и Мама-Утка за ними. А Тим? Тим тоже добежал до пруда и тоже прыгнул в воду. Он нырнул на дно и забулькал, как лягушка.
Но вот он вылез из воды. Смотрите — что такое? (Догадались, что произошло? Ответы детей принимаются, но не комментируются).
Он опять стал жёлтенький и хорошенький. Мама-Утка осторожно поглядела по сторонам.
- Где этот чёрный урод? — спросила она. — Он ушёл! Мы спасены! Тим, ты тоже здесь?
- Да, да, мама, — крякнул Тим. — Это я прогнал чёрного урода. Не бойтесь! Я не дам вас в обиду. (Ну и Тим! Как он ловко придумал!)
- Молодец, Тим! — хором закричали утята. — Какой ты умный и храбрый!
- Ну, не очень-то хвалите его, — проворчала Мама-Утка. — Это ему вредно. А теперь — хвосты вверх, головы прямо — плывите за мной.
И они поплыли домой: Мама-Утка впереди, утята позади, а за утятами — гордый и счастливый Тим.
Беседа по содержанию текста
Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (сказка)
Воспитатель: Чем же знаменит этот утенок, что он такого сделал, какие подвиги совершил? (ответы детей)
Воспитатель: Почему в семье все его считали необыкновенным? (Тим был очень смелым, удивительно находчивым и любопытным)
Воспитатель: Дети, как вы считаете, эти качества вам необходимы в жизни? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всегда ли был послушным утёнок?
Какие качества привели к беде? (ответ детей)- непослушание взрослых, любопытность. Как вы думаете, каким самым главным качеством обладал Тим? (доброе сердце и отзывчивая душа). Какими словами можно ещё назвать Тима? (отважный, любознательный, смекалистый, находчивый)
Воспитатель: Ребята, продолжите: «Мама беспокоилась. Потому что Тим…» Почему мама утка велела утятам не очень- то хвалить
Тима? (ответы детей). Подводим к мысли о том, что часто хвалить вредно.
Физкультурная минутка «Утята»
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.) Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.) Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой от всех отстал— (Шагаем на месте.) Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
- Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
- Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Творческая деятельность (за столами)
Воспитатель: Рассмотрите рисунки. В каком порядке происходят события в сказке? Расставьте цифры 1,2,3,4 в пустые клеточки.
Ребята, придумайте название для каждого рисунка, объясните свой ответ.
Расскажите, что случилось с Тимом и его семьёй. Используйте для этого рисунки – помощники.
Воспитатель: Ребята, о чём же эта сказка? Чему она нас учит? (ответы детей: быть послушными, смелыми, смекалистыми, находчивыми, добрыми) Рефлексивный этап
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным? А что было самым весёлым? Интересным?
Перспективный этап:
Воспитатель: Ребята, вечером я предлагаю вам нарисовать главного героя
сказки «Знаменитый утенок Тим» и придумать название для своего рисунка.
Литература:
- Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 4 (6 - 7 лет). – М.: Баласс, 2017. – 110 с.
- Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим. – М.: Махаон, 2020. – 80 с.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»
Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы Тема: "Новогодние игрушки"
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»
Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...