«Командообразование - как основа эффективного взаимодействия, направленного на вовлечения детей в научно-техническое творчество»
статья

Викторова Наталья Александровна

В статье раскрыт опыт работы детского сада как инновационной площадки по реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Викторова Наталья Александровна

«Командообразование - как основа эффективного взаимодействия, направленного на вовлечения детей в научно-техническое творчество»

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Дошкольное образование, как первая ступень системы общего образования, тоже следить за развитием современных технологий.

Решение задач развития технического творчества детей дошкольного возраста, поставило коллектив нашего детского сада перед необходимостью обновления содержания образовательной деятельности и создание благоприятных условий путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в образовательной деятельности.

Занялась данной работой работоспособная, мобильная, результативная команда педагогов, которая может реализовывать самые смелые проекты и работать с самыми современными технологиями. В нее входили не только педагоги, но и родители наших воспитанников.

В ходе работы по развитию технического творчества в нашем детском саду много внимания было уделено организации предметно-пространственной игровой техносреды, адекватной возрастным особенностям детей дошкольного возраста, в соответствии с парциальной модульной программой СТЕМ – образование, которая стала помощником в развитии наших воспитанников в данном направлении и в соответствии с ФГОС ДО. В группах старшего дошкольного возраста были созданы центры технического конструирования, которые постоянно пополнялись конструкторами нового поколения.

С сентября 2022 года детский сад получил статус инновационной площадки под руководством Федерального института современного образования г. Москва. Педагоги проходили курсовую подготовку по реализации парциальной модульной программы «STEM - образование для детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Кроме того то, шла работа по методическому сопровождению педагогов в рамках плана методической работы, работали творческие группы. Мероприятия имели широкий и содержательный формат.

Так проходит большое образовательное событие «Технологий улей». Целью ОС стало создание условий для передачи образовательных практик, которые педагоги смогут использовать в своей дальнейшей работе.

На образовательное событие были приглашены педагоги начальных классов школы микрорайона для осуществления преемственности в работе; педагоги близлежащего детского сада для распространения опыта, определения общих ресурсных возможностей, создания проектов совместной деятельности в дальнейшем; родители неорганизованных детей микрорайона для вовлечения в техническое творчество.

События было проведено в офлайн – формате. Подготовка к мероприятию содержала разработку творческих лабораторий: «В мире WEDO ;, «Секреты 6 кирпичиков», «ЛЕГО – фест», «Умные пчелки», «Первые шаги к программированию (BRAIN)».

С целью знакомства людей из разных сообществ модераторы в каждой лаборатории использовали различные техники тимбилдинга.

На каждой станции был свой спикер. Спикерами выступали педагоги детского сада. Деятельность участников каждой лаборатории заканчивалась совместным практическим результатом.

В итоге мы получили сплоченную команду единомышленников, готовых к большой совместной работе. У всех педагогов появилось единое видение перспектив совместного творчества.

Наша работа была деференцирована в зависимости от возраста детей и содержания образовательных модулей. Наиболее активно в работе с детьми были использованы модули: «ЛЕГО – конструирование», «Робототехника», Экспериментирование с живой и неживой природой».

Образовательный процесс осуществлялся по разработанной нами модели. Данная модель представляла собой совокупность и интеграцию различных форм детской активности в решении проблем, основанных на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. Формами детской активности были: обучающие занятия, досуговая деятельность (игра, образовательные события, проекты, творческие мастерские и т.п.), самостоятельная деятельность детей.

Обучающие занятия по каждому образовательному модулю проходили во второй половине дня в соответствии с перспективными планами, которые были разработаны творческими группами педагогов. За каждым днем недели был закреплен свой образовательный модуль. Это говорило о том, что кроме основного занятия, тема модуля прослеживалась в течении всего дня.

Досуговая деятельность представляла собой закрепление пройденной темы. В условиях ОС, проектов, творческих мастерских и т.п., дети пополняли знания, извлекали полезное, реализовывали собственные цели. Педагог лишь создавал для этого условия, обогащая центры развития детей материалом для творческой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей была продуктивной за счет накопленного практического опыта, который позволял воспитанникам достичь результатов в определенных проблемных ситуациях. Деятельность детей зачастую имела характер сотрудничества, тем самым дети учились работать в команде.

Родители воспитанников были непосредственно включены в образовательный процесс.

На родительском собрании «Планета СТЕМ», которое прошло очень продуктивно, я остановлюсь. Мы пригласили на данное мероприятие представителей родительской общественности из разных возрастных групп, а также родителей наших будущих воспитанников и представителей школы 12. Общий вопрос, который мы обсудили все вместе: поможет ли СТЕМ – образование совместными силами всех участников образовательного процесса сформировать технические навыки наших воспитанников?»

Для того, чтобы создать атмосферу общения, настроить участников на совместную работу мы применили технику «Спарринг». Применив технологию «Полюса притяжения», мы перешли к основной части нашего собрания.

Поскольку основной целью было знакомство родителей с реализацией программы СТЕМ - образования в нашем ДОУ, ключевым словом собрания стало слово – СТЕМ. Всем участникам было предложено поразмышлятьи записать свои мысли, по одному или несколько слов по каждому пункту.

Разделившись на четыре команды и получив разноцветные лего - кирпичики с индивидуальным маршрутом, участники разошлись на свои «базы». По данному маршруту они перемещались из одной группы в другую, постоянно меняясь составами. В итоге все участники вернулись на свои «базы», где уже могли поделиться со своей командой тем, что узнали.

Следующим этапом нашего собрания прошла модерация. Для ее проведения мы выбрали технологию «В это же время в следующем году». Она подходит к теме нашего собрания в сочетании с технологией «Полюса притяжений». Мы предложили участникам нашего мероприятия представить обсуждение нашей темы спустя год: чего мы добились за это время; что позволило нашим планам осуществиться, что являлось препятствием в нашей работе. Все варианты были внимательно выслушаны, варианты решений зафиксированы и оценены.

Выполнение этих заданий позволило нам перейти к следующему этапу нашего собрания – рефлексии.

Из множества точек зрения, рекомендаций мы попробовали создать общее мнение по обсуждаемой теме.

Так же на протяжении всего года для родителей проходил «Марафон профессий», в ходе которого родители знакомили детей с техническими профессиями и их особенностями. А также актуальными были парные мастер-классы родителей и ребят, где проходило знакомство с новыми робототехническими наборами и их действием.

Но вместе с тем первый опыт показал необходимость изменения используемой нами модели работы с детьми, и поэтому были внесены некоторые коррективы, которые будут работать со следующего уч. года.

Обучение детей будет проходить в форме проектной деятельности в свободное от занятий время. Темы проектов в зависимости от возраста детей будут заложены в перспективном плане и соответствовать содержанию программы STEM. Образование детей в проекте пройдет через все образовательные модули. Итогом проектной деятельности станет яркое мероприятие, на котором дети будут презентовать свой продукт (созданный силами детей мультфильм, совместная лего – конструкция, детский мастер-класс по сборке модели робота, экологический репортаж, математический ринг и т.п.). Регламент проектной деятельности будет заложен на месяц. После проведения, каждый проект будет методически оформлен. Таким образом, к концу года будет создан банк проектов по реализации программы STEM.

В систему работы будут включены родители (законные представители). Было решено в приемной групп оформить «Информационное бюро», где дети будут зарисовывать то, что бы они хотели узнать по выбранной теме. Каждый родитель, придя за ребенком, сможет увидеть, чем занимаются дети и какие проекты у них планируются. Родители помогут нам в сборе информации, так что творческая работа продолжится и дома.

А также планируем в этом году такие интерактивные формы. Пройдут:

  • родительские чтения, где будут работать несколько рубрик:

-«Музыкальная шкатулка» - образовательный модуль «экспериментирование с живой и неживой природой» (спикер: музыкальный руководитель);

-«Лего – спорт» - образовательный модуль «лего - конструирование» (спикер: инструктор по физической культуре);

-«Математикум» - образовательный модуль «математическое развитие» (спикер: педагог - психолог);

-«Робомир» - образовательный модуль «робототехника» (спикеры: воспитатели);

-«Мультимир» - образовательный модуль Мультстудия «Я творю мир» (спикеры: воспитатели).

Подводя итоги нашей совместной, общей, плодотворной работы, нужно сказать и о первых успехах в виде результатов участия наших воспитанников в мероприятиях разного уровня. Наши дети стали призерами городских конкурсов по ЛЕГО – конструированию и робототехнике, на Региональном уровне наши воспитанники победили в III областном чемпионате BABYSKILLS среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов, в IV областном чемпионате BABYSKILLS в номинации «Мастер Lego», компетенция Робототехника. Грандиозной победой закончилось участие нашей команды в Международном образовательном STEAM - соревновании по робототехнике, г. Нижний Новгород, а так же участие воспитанника подготовительной к школе группы в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я - исследователь» (Диплом победителя).

На Всероссийском уровне наши дети победили в Национальном чемпионате по робототехнике «FIRSTROBOTICSCHAMPIONSHIP - ЕКАТЕРИНБУРГ», во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я - исследователь», г. Сочи.

Со своим опытом мы принимали участие в большой игре «Школа Рыбаков Фонда» им. Льва Выготского. Мы вышли в финал.

И как у каждой работы есть перспективы развития. Мы их видим во:

- внедрение в образовательный процесс образовательных модулей «Дидактическая система Ф. Фребеля», «Математическое развитие», «Мультстудия «Я творю мир»;

- в продолжение развития компетентностей педагогов по реализации программы СТЕМ – образование.

Библиографический список


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки  Ход проведения.1.  ...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья

Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми  знакомит педагогов со следующей категорией детей - это  гиперактивные дети.  Материал тренинга  позволит каждому педагогу  ознако...

Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования и моделирования.

Согласно ФГОС ДО  вариативность предметно-пространственной среды является одним из условий обеспечения эффективного образовательного процесса в дошкольном учреждении, создает благоприятную атмосф...

"Формирование навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ"

В настоящее время педагоги всё чаще стали сталкиваться с трудностями у детей в сфере общения, а также с недостаточным развитием социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Поэтому ...