"Формирование навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)

В настоящее время педагоги всё чаще стали сталкиваться с трудностями у детей в сфере общения, а также с недостаточным развитием социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Поэтому особую актуальность приобретает социально-коммуникативное развитие детей и вызывает серьёзную тревогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ»

В настоящее время педагоги всё чаще стали сталкиваться с трудностями у детей в сфере общения, а также с недостаточным развитием социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Поэтому особую актуальность приобретает социально-коммуникативное развитие детей и вызывает серьёзную тревогу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определены результаты освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, в которых затронут и вопрос формирования навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе, и в общении); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх и др. Все это подразумевает наличие достаточного высокого уровня сформированности навыков взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагогу дошкольного образования необходимо уделять значительное внимание формированию и развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, в том числе, создавать условия для данной деятельности. Я предлагаю ряд методических рекомендаций которые будут полезны педагогам дошкольного образования в вопросах формирования и развития у детей навыков эффективного взаимодействия.

В статье 64 Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Одним из принципов Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Что связанно с предпосылками учебной деятельности.

Педагогам необходимо выстроить такое эффективное сотрудничество, которое позволило бы ребенку быть активным субъектом образовательного процесса.В ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раскрывается эффективное взаимодействие со сверстниками.

ФГОС ДО определяет следующие задачи социально-коммуникативного развития дошкольников:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

На сегодняшний день, требования к условиям реализации образовательных программ включают требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Для того чтобы формировать эффективное взаимодействие, педагогу необходимо обладать основными компетенциями. В пункте ФГОС ДО обозначено, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. (требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования)» Так же условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, появляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытным сверстником.

Еще одним нормативным документом является Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО) [6], которая определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы.

В ФОП ДО в образовательную область «Социально-коммуникативного развитие» включено содержание по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ.

Основными задачами по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей от 3 до 4 лет являются:

- развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;

- поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;

- оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

В возрастной период от 3 лет до 4 лет педагогу необходимо создавать в группе положительный эмоциональный фон для объединения детей, проводить игры и упражнения в кругу, где дети видят и слышат друг друга. Педагогу следует поощрять позитивный опыт взаимодействия детей, создавать условия для совместных игр, демонстрировать позитивный настрой и удовольствие, которое можно испытывать от общения и совместной игры. Педагогу необходимо помогать детям обращаться друг к другу, распознавать проявление основных эмоций и реагировать на них. Так же педагогу необходимо способствовать освоению детьми простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение (т.е спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать и так далее). В совместных игровых и бытовых действиях педагогу необходимо демонстрировать готовность действовать согласованно, создаеть условия для возникновения между детьми договоренности [6].

Далее основными задачами для педагога по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей уже от 4 до 5 лет являются:

- развитие эмоциональной отзывчивость к взрослым и детям, так же педагогу необходимо воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками;

педагогу необходимо развивать стремление у ребенка к совместным играм, стремлениек взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

При реализации данных задач педагог обеспечивает включенность детей в детское сообщество, в умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Так же педагогпобуждает детей наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям. Способствует освоению детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и демонстрации своего расположения. Тем самым педагог поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками, демонстрирует культурные формы общения. Педагогстимулирует инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, он обогащает умение договариваться, он поддерживает совместные дела детей в небольших группах (по 3-4 человека). Еще педагогу необходимо обеспечивать развитие личностного отношения ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм при взаимодействии со сверстниками.

Так же педагогу необходимо создавать условия для развития детско-взрослого сообщества. Способствовать освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: взрослому необходимо напоминать и демонстрировать различные формы приветствия, прощания, формы выражения благодарности и просьбы. Нужно знакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Развивать позитивное отношение к детскому саду.

Рассмотрим следующие основными задачами по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей в возрасте. от 5 до 6 лет. Такими задачами в данный период являются :

- обогащение педагогом представления детей о формах поведения и действий детей в различных ситуациях в детском саду;

- это содействие педагогом понимания детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладение способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

- так же задачей педагога является поддержка интересаребенка к отношениям и событиям в коллективе, согласоване действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;

- педагогу необходимо обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание ребенком последствий несоблюдения принятых правил;

- взрослому необходимо расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада.

Для реализации данных задач педагогунеобходимо поддерживать стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и возможности сверстника. Так же педагог при реализации данных задач должен способствовать овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату. Педагогу необходимо стимулировать детей к предотвращению и самостоятельному преодолению конфликтных ситуаций, уступая друг другу, уточняя причину несогласия. Взрослому нужно обогащать опыт освоения детьми фронтальных форм совместной деятельности со сверстниками.

В совместной деятельности с детьми педагогу необходимо поощрять обсуждения детей и установленные детьми правила взаимодействия в группе, способствовать пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.

Какие основные задачи следует выполнять педагогу для формирования навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей с6 до 7 лет:- педагогу необходимо обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со сверстниками; развивать начало социально-значимой активности;

- Так же педагогу следует обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

- Еще педагог должен развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, воспитывать основы этикета, основы правил поведения в общественных местах.

Для реализации данных задач педагогуследует поддерживать умение сотрудничать со сверстниками: побуждать воспитанника к обсуждению планов, к советам с детьми по поводу дел в группе; поддерживать обращенность и интерес к мнению сверстников, поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности педагогу так же необходимо подчеркивать ценность каждого ребенка и его вклад в общее дело; способствовать тому, чтобы воспитанники в течение дня в различных видах деятельности выбирали партнеров по интересам; необходимо помогать устанавливать детям темп совместных действий. И в результате, к концу 7-го года жизни, ребенок сможет овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; воспитанник будет способен понимать и учитывать интересы и чувства других; он сможет договариваться и дружить со сверстниками; так же ребенок будет стараться разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; у ребенка будет выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; и он сможет соблюдать элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Исходя из вышесказанного коллеги можно сделать вывод, что, деятельность педагога по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ регламентируется различными нормативными документами в сфере образования. Педагогу необходимо детально изучить описанные положения для повышения эффективности образовательной деятельности.

Коллеги предлагаю рассмотреть особенности развития навыков эффективного взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Что такое взаимодействие – это целенаправленная передача информации, опыта от одного человека к другому. Между тем опыт первых взаимодействий со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Коллеги, для того чтобы взаимодействие между дошкольниками было эффективным, взрослому необходимо создать соответствующие условия, помогать детям выстраивать совместные действия так, чтобы в процессе их взаимоотношений развивались навыки рефлексивного поведения в обществе, чтобы развивались навыки эффективного вербального и невербального общения.

Одним из условий эффективного взаимодействия является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональное состояние ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими детьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором он будет находиться, и как себя ощущать.

На сегодняшний день важно формировать у дошкольников навыки эффективного взаимодействия со сверстниками, но для осуществления этого процесса необходимо создать определенные условия, сформировать у ребенка навыки взаимодействия, которые позволят ему делать это эффективно.

В основе формирования навыков взаимодействия у ребенка лежит способность к общению, которая включает:

- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

- умение организовать общение (т.е«Я умею», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

- это знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ( это«Я знаю!»).

Все это коллеги связано с достижением ребенком целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования [5]:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, в общении и так далее,ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

На протяжении всего дошкольного возраста изменяются содержание и формы активности ребенка в его взаимодействии со сверстниками. До определенного возраста дети мало взаимодействуют друг с другом, в основном взаимодействие осуществляется со взрослым. Поэтому о формировании навыка эффективного взаимодействия со сверстниками мы можем говорить со старшего дошкольного возраста.

В возрасте шести лет у детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

Во взаимодействии со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным вопросам.

К шести-семи годам у детей снова существенно меняется отношение к сверстникам. В это время ребенок способен к вне ситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (напримерчего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Так же существенно меняются и отношения между ними.

К шести годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит».и

У ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности – вне ситуативно-личностное общение. Первое - яркая характеристика взаимодействия сверстников заключается в их чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Больше инициативных действий чем ответных. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

Таким образом коллеги, «эффективное взаимодействие детей дошкольного возраста –это процесс непосредственных или опосредованных взаимосвязанных и взаимообусловленных действий двух и более субъектов, направленного на обмен информацией, ценностями, опытом и на осуществление совместной деятельности, успешность которого зависит от их умения сотрудничать друг с другом» [2].

Ребенок осознает собственную независимость, свободу, неповторимость в условиях детской группы, ощущает себя способным войти в социум и выйти из процесса взаимодействия, не нарушая сложившихся отношений со сверстниками.

Педагогам необходимо детально понимать особенности взаимодействия детей со сверстниками в различные возрастные периоды дошкольного детства для выстраивания образовательной деятельности по формированию навыков эффективного взаимодействия на высоком уровне. Также, помимовозрастных, следует учитывать индивидуальные особенности и возможности, потребности и интересы каждого ребенка в процессе его взаимодействия со сверстниками.

Коллеги, вашему вниманию хочу представить практические рекомендации по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в ДОУ

Для того чтобы взаимодействие между дошкольниками было более эффективным для этого любая форма игр, занятий должна содержать в себе задачу, на эффективное взаимодействие друг с другом. Если дети делятся по парам и выполняют задание, то нужно подвести их к тому, чтобы они смогли договориться и работать вместе, а не каждый сам по себе. Например, детям нужно найти сокровища, а карта разорвана, так вот работая в паре, вместе, можно сложить ее воедино.При выполнении ребенком какого-либо задания, не стоит давать ему готовый материал, готовый образец, а нужно стимулировать и направлять детский поиск на решение поставленной проблемы.

В своей практике коллеги, предлагаю использовать такие формы, как

-«доску желаний», она позволяет педагогу создать эмоциональный настрой детей на всю неделю, она позволяет развивать умение договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей, продолжает учить делать выбор и планировать свою деятельность.

В качестве еще одной из эффективных форм работы рекомендую использовать «копилку» добрых дел. Данная форма помогает педагогу повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Коллеги, проводить работу по формированию навыков эффективного взаимодействия рекомендую не только в продуктивной, но и других видах деятельности: пункт ФГОС ДО – виды деятельности.

Для этого можно организовывать совместную деятельность с подгруппой детей по 3-4 человека, например по физическому развитию, и выполнять в команде разные упражнения: например: «Перенеси обруч», «Командный узел», «Командная нить», что способствует сплоченной работе в команде.

В своей практике коллеги, так же хорошие результаты по эффективному взаимодействию показывают «театрализованные постановки», которые рекомендую реализовывать 1 раз в неделю по 25-30 минут с подгруппой детей старшего дошкольного возраста в количестве десяти человек. Эффект достигается через рассказывание сказки и ее инсценировки, где развиваются навыки сотрудничества межу детьми.

Например, при использовании приема «Переделывание сказки на новый лад» детям предлагается по желанию поделиться на группы и придумать окончание сказки. Дети должны прислушаться друг к другу и из предложенных вариантов развития сюжета выработать одну единую сюжетную линию. Так например по мотивам сказки «Гадкий утенок» можно сочинить новую сказку, например в которой жители птичьего двора стали добрыми друзьями утенка.

Так же в течение дня рекомендую планировать дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим. С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих.

На протяжении учебного года с воспитанниками могут обсуждаться темы: «Я и мои друзья», «Нравственные понятия и качества», «Основы взаимоотношений» и другие. Тема определяется педагогом с учетом возрастных особенностей детей, их актуальных интересов и потребностей, текущей образовательной ситуации в группе.

Коллеги, при организации эффективного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, педагогу необходимо определить наиболее рациональную форму организации эффективного взаимодействия сообразно образовательным задачам и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей, их образовательных потребностей.

Именно в процессе эффективного взаимодействия со сверстниками, ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт эффективного взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

В решении задач по формированию у дошкольников навыков эффективного взаимодействия со сверстниками рекомендую использовать различные формы организации образовательной деятельности: игровая деятельность, непосредственно образовательная деятельность, праздники, досуги, развлечения. А также различные технологии, методы и приемы. Например, педагогическая технология «Утренний и вечерний круг», образовательные, проблемные ситуации, собственные педагогические находки и разработки.

Важной особенностью организации любой из форм образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного взаимодействия со сверстниками является то, что в любую из форм должны быть включены игры, задания, вопросы, направленные на взаимодействие, совместное обсуждение, решение общей задачи, работы над совместным продуктом.

Далее коллеги остановимся на рекомендациях по реализации некоторых форм организации образовательной деятельности по формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность незаменима в решении задач формирования навыков эффективного взаимодействия, сплочения детского коллектива. Игры, которые могут использоваться для эффективного взаимодействия детского коллектива такие как: «Наведем порядок в доме», «Подбери по цвету», «Профессии», «Башня из стаканчиков», «Китайские палочки», «Командный узел». Игры способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе.

В течение дня рекомендую проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: взаимодействие со сверстниками, сплочение детского коллектива, установление доверительного контакта друг с другом; умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь.

Непосредственно-образовательная деятельность.Данная форма организации эффективного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста понятна и привычна педагогам и обучающимся. При организации непосредственно-образовательной деятельности педагогу необходимо включать в содержание непосредственно-образовательной деятельности игровые упражнения, игры на взаимодействие, сотрудничество, такие как «Командная нить», «Солнышко и лучики» где детям нужно будет обсуждать, договариваться между собой, кто, что делает, сюда же можно включить сказкатерапию, придумывание новых сказок, или переделывание уже знакомых сказочных сюжетов. Побольше давать таких заданий детям, чтобы при их выполнении они делились на пары, команды и успешно справлялись с задачей.

Следующая форма это, Утренний и вечерний круг. Интересная и увлекательная форма эффективного взаимодействия со сверстниками. Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы. Основная цель проведения утреннего круга - «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов», «Рисунок на спине» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.

Так же коллеги рекомендую организовывать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в старшем дошкольном возрасте может занимать до 20 минут.

Для чего нужно проводить «Вечерний круг»? Его проводят в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, сюда же входит «Копилка добрых дел». Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Педагог с детьми вспоминает событияпрошедшие днем, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Рекомендую коллеги организовать «вечерний круг» во второй половине дня. Обсуждение в старшем дошкольном возрасте может занимать от 10 до 20 минут.

Коллеги, как можно использоватьпраздники (досуги, события, групповые мероприятия) для формирования эффективного взаимодействия. В специфику взаимодействия данных мероприятий можно включать ребенка на разных этапах: перед подготовкой к мероприятию, обсудить образы, костюмы, пофантазировать вместе на тему: «Как будет украшено помещение к празднику», проговорить кто за что отвечает на мероприятии: кто-то рассказывает стихи, кто-то участвует в сценках. Во время проведения этих событий, нужно включать командные задания, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом. Эти формы работы будут обеспечивать накопление опыта эффективного взаимодействия, развивать групповую сплоченность и эмоциональное сближение детей друг с другом.

Так жеобразовательные ситуации. В данную форму рекомендую включать:

- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

- нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);

- организация детей в парах, тройках, малых группах;

Коллеги, для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Коллеги, хотелось бы отметить, что учет интересов ребенка помогает не только привить желание выполнять деятельность, но и учит прислушиваться к мнению и желанию других детей. А значит, ребенок сможет не только реализовывать себя и свои желания, но и научится взаимодействовать с другими членами общества.

.Учет данных рекомендаций, надеюсь будет полезен педагогам в преодолении собственных затруднений и осуществлении эффективного взаимодействия с дошкольниками на более высоком уровне качества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Презентация "Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста"...

Статья "Формирование навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста".

актуальность проблемы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице...

Презинтация Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста

Презинтация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...