Дополнительная общеразвивающая программа творческого направления объединения «Электроконструирование»
материал
Цель и задачи обучения
Цель - формирование познавательного интереса к изучению электрических явлений и технического творчества, развития начальных исследовательских умений и навыков.
Задачи
Предметные:
- познакомить с историей развития отечественной и мировой электротехники, с ее создателями;
- познакомить с технической терминологией и основными узлами электротехнических объектов;
- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
- создавать завершенные проекты с использованием устройств конструктора «Знаток»;
Метапредметные:
- формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
- развивать волю, терпение, самоконтроль.
Личностные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_robotehnike_2023-2024hakimova.docx | 42.54 КБ |
elektorkonstr.pdf | 120.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества и спорта с.Шаран муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан»
Допущена методическим
советом протокол №1 «Утверждаю»
от «30» августа 2023 года Директор МБУ ДО «Центр
Детского творчества и спорта
с.Шаран
_________ С.М. Хусаинов
Приказ № 243 от
«30» августа 2023 года
Дополнительная общеразвивающая программа
творческого направления
объединения «Электроконструирование»
на 2023-2024 учебный год
Возраст детей:5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: педагог-совместитель дополнительного образования Хакимова Л.Р.
Шаран-2023г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Электроконструирование» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Электроконструирование» предназначена для воспитанников, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути. Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный).
Актуальность, педагогическая целесообразность
Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.
Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к не виданным социальным последствиям. При этом многим сегодняшним будущим школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
В отличие от типовой программы по радиоэлектронике для учреждений
дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.
Отличительные особенности представленной программы:
- дополнительная общеразвивающая программа «Электроконструирование» рассчитана на воспитанников ДОУ;
- в теоретическую часть программы внесены первоначальные понятия радиоэлектроники;
- занятия проводятся в игровой форме;
- для лучшего восприятия материала детьми учтена постепенность усложнения нового материала, создание простых и сложных моделей;
- практические занятия типовых программ предлагают в основном учебные опыты,
изготовление демонстрационных стендов, иногда сложных электронных устройств, что не
всегда выполнимо и снижает интерес у воспитанников к радиоэлектронике;
- программой «Электроконструирование» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися;
- в отличие от типовой программы, в основе которой заложен алгоритм технического
действия, в предлагаемой программе за основу взят принцип развития общей культуры,
познание окружающего мира через изучаемую область техники, так как ни одна область
науки и техники не оказала столь же заметное влияние на быт, нравы, образ жизни и образ
мыслей людей, как электроника;
- особенностью данной программы является и то, что она предлагает от изучения
основных принципов радиоэлектроники перейти непосредственно к творчеству, конструированию различных технических устройств на основе собственных знаний и
опыта.
Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие узлы и
устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.
Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.
Адресат:
Программа «Электроконструирование» рассчитана на обучение девочек и мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Количество детей в группе – 10 человек
Режим занятий
Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Вид учебной группы – постоянный состав.
Форма занятий –
• групповые учебно-практические и теоретические занятия;
• соревнования между группами;
• творческие презентации;
• комбинированные занятия.
Виды и формы контроля освоения программы: тестирование, выставка.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка, защита проектов.
Срок реализации программы – 1 год.
Методика преподавания
Образовательные конструкторы «Знаток» позволяют познакомить обучающихся с основами радиоэлектроники и электротехники, научить собирать различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.
Использование электронных конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и построению различных схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники и электротехники, позволяют научиться разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.
Для реализации программы данный курс обеспечен наборами - электронный конструктор «Знаток 180 схем» три уровня сложности, электронный конструктор «Знаток Альтернативные источники энергии», компьютер, сканером, проектор.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов составления электрических схем и программирования. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
На каждом занятии, используя элементы: лампочки и светодиоды, индикаторы и измерительные приборы, диоды и транзисторы, динамик и микрофон, резисторы и конденсаторы, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую схему, проверяет ее работоспособность и определяет ее дальнейшее использование. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Комплект заданий конструктора серии «Знаток» предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- развитие творческого мышления при создании действующих моделей;
- развитие словарного запаса и навыков общения в ходе представления собранной работы модели;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
- проведение систематических наблюдений и измерений;
- использование таблиц для отображения и анализа данных;
- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
Программа «Электроконструирование» носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка своих моделей).
Обучение с конструктором ЗНАТОК всегда состоит из 4 этапов:
• Установление взаимосвязей,
• Конструирование,
• Рефлексия,
• Развитие.
Установление взаимосвязей.
При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается схема цепи и ее различные варианты. Использование этой информации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование.
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ЗНАТОК базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия.
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, придумывают ситуации использования продукта, обсуждают свои идеи и предложения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие.
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Но поскольку образование становиться все более дифференцированным, то задания разбиты не по классам, а на 3 группы разного уровня сложности:
⎫ синий - начальный уровень;
⎫ зеленый - средний уровень;
⎫ красный - уровень выше среднего.
Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг учащихся, в первую очередь, младших школьников ценителей различного типа конструкторов. Он ориентирован на учащихся 3-4 классов.
Цель и задачи обучения
Цель - формирование познавательного интереса к изучению электрических явлений и технического творчества, развития начальных исследовательских умений и навыков.
Задачи
Предметные:
- познакомить с историей развития отечественной и мировой электротехники, с ее создателями;
- познакомить с технической терминологией и основными узлами электротехнических объектов;
- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
- создавать завершенные проекты с использованием устройств конструктора «Знаток»;
Метапредметные:
- формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
- развивать волю, терпение, самоконтроль.
Личностные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Методика сборки схем | 2 | 2 | 4 |
3 | Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180» | 14 | 38 | 52 |
4 | Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии» | 4 | 22 | 26 |
5 | Проектная деятельность | 20 | 20 | |
6 | Итоговое и аттестационное занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 22 | 86 | 108 |
Содержание основных разделов программы
- Вводное занятие
Теория: Знакомство с конструктором и его возможностями, с элементами электрической цепи: источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники, с принципами работы электрических цепей, с обозначением элементов цепи.
Практика: Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство.
- Методика сборки схем
Теория: Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?
Что такое электрическая цепь и электрическая схема?
Практика: Статическое электричество.
- Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»
Теория: Кто придумал электронику? Знакомство с радиодеталями. Источники питания. Строение и работа батареи, аккумулятора. Переключатели. Источники света: лампочки и светодиоды. Устройство и работа электродвигателей и электрогенераторов. Резисторы и реостаты. Проводники и диэлектрики. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Конденсаторы. Фоторезистор. Интегральные микросхемы.
Практика: Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему фонарика. Последовательное и параллельное включение батарей. Последовательное и параллельное включение переключателей. Схемы включения лампы и светодиода. Изменение скорости вращения двигателя. Электродвигатель в качестве электрогенератора. Резистор как ограничитель тока. Переменный резистор как делитель напряжения. Знакомство со способами соединения проводников, умение находить их в схемах. Тестеры электропроводимости. Работа с мультиметром. Воспроизведение различных звуков. Плавное выключение света (конденсатор). Сборка цепей с ИС с заменой элементов цепи. Знакомство с устройством динамика и микрофона. Подготовка к выставкам и конкурсам.
- Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии»
Теория: Источники энергии будущего. Знакомство с деталями конструктора.
Практика: Механическая, солнечная энергия. Энергия ветра и воды. Водородная энергия. Исследовательский проект «Альтернативная энергия». Подготовка к выставкам и конкурсам.
- Проектная и исследовательская деятельность.
Практика: Создание проектов с использованием альтернативных источников питания. Создание электрифицированных игрушек и макетов. Реализация собственных проектов. Подготовка к выставкам и конкурсам.
- Итоговые и аттестационные занятия.
Презентация и защита собственных готовых проектов.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | теория | практика | Дата проведения |
Вводные занятия | ||||
1. | Беседа с обучающимися о применении конструктора в школе (ДДТ) и дома. Правила техники безопасности. | 2 | октябрь | |
2. | Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство | 2 | октября | |
Методика сборки схем | ||||
3. | Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток? Статическое электричество | 2 | октября | |
4. | Что такое электрическая цепь и электрическая схема? | 2 | октября | |
Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180» | ||||
5. | Кто придумал электронику. | 1 | 2 | ноябрь |
6 | Знакомство с радиодеталями. Игра «Угадай кто «Я» | 1 | 2 | ноябрь |
Источники питания. Батарейки и аккумуляторы. | ||||
7 | Практическая работа №1 «Последовательное включение батарей» | 1 | 2 | ноябрь |
8 | Практическая работа №2 «Параллельное включение батарей» | 1 | 2 | ноябрь |
Переключатели. | ||||
9 | Практическая работа №2 «Музыкальный звонок» | 1 | 2 | декабрь |
10 | Практическая работа №3 «Охранная сигнализация» | 1 | 2 | декабрь |
Источники света. Лампочки и светодиоды. | ||||
11 12 | Практическая работа №1 «Основные схемы включения» | 1 | 2 | декабрь |
Электродвигатель и электрогенератор | ||||
13 | Практическая работа №3 «Потребление тока электродвигателем» | 1 | 2 | декабрь |
Резисторы и реостаты | ||||
14 | Практическая работа №1 «Резистор как ограничитель тока» | 1 | 2 | январь |
Громкоговорители | ||||
15 | Практическая работа «Воспроизведение различных звуков» | 1 | 2 | январь |
Фоторезистор | ||||
16 | Практическая работа «Управление светом» | 1 | 2 | январь |
Интегральные микросхемы | ||||
17 | Практическая работа «Музыкальная ИС. Создание проектов с музыкальной ИС» | 1 | 2 | январь |
18 | Практическая работа «Сигнальная ИС. Создание проектов с сигнальной ИС» | 1 | 2 | февраль |
19 | Практическая работа «ИС «Звездные войны»» | 1 | 2 | февраль |
20 | Аттестационное занятие | 8 | февраль | |
Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии» | ||||
21 | Знакомство с деталями конструктора | 1 | 2 | февраль |
22 | Механическая энергия | 1 | 2 | март |
23 | Солнечная энергия | 2 | март | |
24 | Энергия ветра | 2 | март | |
25 | Мультиисточник питания | 2 | март | |
26 | Энергия воды | 1 | 2 | апрель |
27 | Водородная энергия | 1 | 2 | апрель |
28 | Исследовательский проект «Альтернативная энергия» | 8 | апрель | |
Проектная и исследовательская деятельность | ||||
29 | Проект по выбору | 20 | Апрель-май | |
30 | Итоговое аттестационное занятие | 2 | май | |
итого | 22 | 86 | 108 |
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
В области воспитания:
• адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
• развитие коммуникативных качеств;
• приобретение уверенности в себе;
• формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования и моделирования:
• знание основных принципов электроприборов и техники;
• умение работать по предложенным инструкциям;
• умения творчески подходить к решению задачи;
• умения довести решение задачи до работающей модели;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Обучающиеся смогут научиться:
• понимать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
• освоить область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
• определять основные источники информации, виды информации и способы её представления;
• применять правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером,
с конструктором, электрическими приборами
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• создавать схемы различного предназначения;
• освоить основные понятия, использующие в электротехнике;
• использовать приобретенные знания и навыки для решения учебных и практических задач.
Методическое обеспечение программы
- Конструктор ЗНАТОК «180 схем» - 20 шт.
- Конструктор ЗНАТОК «Альтернативные источники энергии» - 1 шт.
- Инструкции по сборке
- Книга для педагога
- Компьютер - 1 шт.
- Проектор
Литература
1. Наука. Энциклопедия. – М.,«РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».
Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Презентация "Методика работы по принципу творческой мастерской в реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности".
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка и его...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...