Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
консультация

Пруткова Ирина Викторовна

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста :ка применять на практике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsih_igry.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила воспитатель И.В.Пруткова

Применение в работе педагогов  нейропсихологических игр и упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия детей, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. У  детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Термин «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной, характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. Ниже  представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.

Дыхательные упражнения.

Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

                                               «Воздушный шарик».

И. п. Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

                                                              «Кулак-палец».

И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

                                                               «Кулак-ладонь».  

И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох» ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

                                            Глазодвигательные упражнения. 

Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

                                                              «Следим за предметом».

 И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.

1 уровень. Прямыми руками.

1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету) над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются).

2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.

Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

Использование данных упражнений в занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста) способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

Таким образом, при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нейропсихолгические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков подтверждают связь речевой и мелкой моторики. Ими установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформиров...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развиваю...

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Нейропсихологические игры - это игровые комплексы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, они улучшают чувство ритма, способность к произвольному к...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми как эффективный метод профилактики и коррекции нарушений развития

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:...