«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
материал
Нейропсихологические игры - это игровые комплексы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, они улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышают позитивный и эмоциональный настрой, на основе межполушарного взаимодействия. Дополняют традиционные игры, помогая оптимизировать двигательную активность детей, внося новые способы взаимодействия взрослого и ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Быстрыми темпами в нашу жизнь внедрились и продолжают внедряться информационные технологии. Привычными играми современного ребенка становятся гаджеты, позволяющие погрузиться в увлекательный мир, тем самым вытесняя физическую и двигательную активность детей, зачастую выступая преградою к познанию окружающей действительности. Вследствие чего у ребенка повышенная эмоциональность, утомляемость, сниженные функции внимания и памяти, скудное воображение. Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развивать его мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая излишней информацией? Как помочь развивать умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ответы на эти вопросы для меня открыла технология нейропсихологических игр, теоретическую основу которых разработал Алекса́ндр Рома́нович Лурия.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по теме
«Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми разновозрастной группы»
Нейропсихологические игры - это игровые комплексы, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, они улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышают позитивный и эмоциональный настрой, на основе межполушарного взаимодействия. Дополняют традиционные игры, помогая оптимизировать двигательную активность детей, внося новые способы взаимодействия взрослого и ребенка.
Работая с детьми разновозрастной группы, игры подбираю с учетом специфики возраста, по принципу от простого к сложному, так в утреннем приветствии: – «Ладушки - ладошки» (воспитатель и ребенок хлопают в ладоши, затем по ладошкам друг другу)
Так как нейропсихологические игры относятся к здоровьесберегающей технологии, я включаю их в проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре, гимнастики после сна, что помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Это такие упражнения, как:
- ходьба на носках и пятках, с переменой рук на пояс и за голову;
- хождение по дорожке из следов и ладошек, прыжки попеременно на двух ногах и на одной.
- «Перекресты» - стоя правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече (СЛАЙД)
В качестве пальчиковой гимнастики используем нейроигры на развитие мелкой моторики:
- для детей 3-4 лет– «Коза-корова» (попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» на «корову»).
- для детей 4-5 лет «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.
- для детей 5-7 лет усложняем игру «Кольцо», прикладывая большой палец на одной руке к указательному пальцу, на другой к мизинцу и двигаемся, меняем пальцы в противоположном направлении. (СЛАЙД)
Подвижные игры с элементами нейроигр и упражнений ( можно проводить как помещении, так и на прогулке):
Игра «Переставь на другую сторону» - лежат обручи в ряд, рядом с каждым обручем стоит разметочный конус (мяч, кубик и т.п.). Ребёнок впрыгивает в обруч, присаживается на корточки и переставляет конус на противоположную сторону обруча и так продвигается до конца, выполняя задание.
Используя межполушарные доски, провожу «Зарядку для ума» - игры - предназначенные для стимуляции обоих полушарий головного мозга. При прохождении лабиринта одновременно двумя руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга. Ребенок берет два бегунка, или деревянные палочки, вставляет их в начало лабиринта или трафарета, проходит до конца и возвращается обратно. (СЛАЙД)
Применяю нейроигры и упражнения на занятиях. Использую в любом занятии всех пяти образовательных областей. Так, закрепить уже имеющиеся знания по познавательному развитию помогает упражнение «Покажи цвет» (с детьми младшего и среднего возраста). С помощью упражнения «Геометрические фигуры» с детьми 5-7лет закрепляем знания геометрических фигур. В упражнении «Соотношение количества с цифрой» – дети одновременно показывают количество предметов и цифру двумя руками. (Закрепляют обозначение количества предметов цифрами) (МОЖНО СДЕЛАТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ)
На занятиях по художественно-эстетическому развитию рисуем одновременно двумя руками (пальчиками, кисточками или ватными палочками, используем рисование отпечатками, рисование на песке и песком, на манке).
В музыкальной деятельности отрабатываем ритм, соотносим движения рук и ног одновременно.
Игра «Руки, плечи, уши, нос» вызывает интерес детей тем, что это игра с ускорением.
А на занятиях по социально-коммуникативному развитию подобрала игры на взаимодействие детей друг с другом «Передай мяч», «Передай мяч за головой», игра с проговариванием скороговорки «Из под топота копыт» активизирует деятельность рук и ног одновременно..
Широко использую в своей практике тренажеры и игры, многие из которых изготовила самостоятельно:
- Напишите свои пособия
-
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Тесно сотрудничаю с семьями воспитанников, давая возможность стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.
Чтобы помощь родителей была реальной и эффективной, надо было не только познакомить родителей с особенностями нейропсихологической технологии в развитии и воспитании детей, но и заинтересовать их этой идеей, вовлечь в активную деятельность. Организовала серию мастер-классов, на которых познакомила родителей с особенностями нейропсихологического подхода в развитии и воспитании детей, а затем эти встречи и консультации перешли в заседания семейно-педагогического клуба «Вместе весело шагать». По теме «Развивающий потенциал нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» изготовлены буклеты, проведено родительское собрание. В результате проведенной работы было получено много положительных откликов от родителей. Для организации работы в данном направлении я разработала подборки упражнений для совместного выполнения с детьми. Подборка нейроигр проста в исполнении и не требует большой подготовки атрибутов. (ФОТО 2-3 родителей выполняющих дома упражнения, можно взять из ссылки видео, я Вам прикрепляла. Хорошо было бы на разный возраст, например, 3 года и 5-7 лет)
Непременно в своей работе использую ИКТ. На занятиях это помогает доступнее и нагляднее преподнести материал, а праздники и родительские собрания сделать интереснее и насыщеннее. Уголок «Для вас, родители», где представлены буклеты и памяткиНабор упражнений размещен на моей странице, а в приемных на информационных стендах висят буклеты, содержащие QR-коды, по которым родители могут найти нужные упражнения согласно возрасту детей и позаниматься дома.
Работа по данной теме ведется мною второй год, и в ходе педагогического наблюдения могу отметить, что регулярное включение элементов нейроигр в различные формы работы с детьми способствуют развитию координации движений, улучшению памяти, концентрации внимания, повысился уровень самоконтроля поведения и работоспособность. Возможность применения нейроигр в различных видах деятельности разновозрастной группы – это моя находка.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия .
ЦЕЛЬ: создавать условия для развития любознательности и к оммуникативных навыков посредством нейропсихологических игр. Задачи: Развивающие Воспитательные • ПРОДОЛЖАТЬ ФОРМИРОВАТЬ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ (ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР, ВЕЛИЧИНА). • ПРОДОЛЖАТЬ УПРАЖНЯТЬ В КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ . Образовательные • ВОСПИТЫВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ. • ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ТОВАРИЩА И ПРИНИМАТЬ ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙ. • РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. • ТРЕНИРОВАТЬ УСИДЧИВОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ. • РАЗВИВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ СФЕРУ.
Каким детям необходимы нейроигы : если ребёнок гиперактивный , «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный; заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; постоянно путает «лево» и «право »; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения ; присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д .); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает грамоту и счёт; есть проблемы с речью разной сложности; плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
На что направлены нейропсихологические упражнения : развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело; развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи; работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
Преимущества использования нейроигр игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность ; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов. снижается уровень утомляемости; улучшается моторика рук; формируется уверенность в себе при публичных выступлениях , что непременно потребуется в школе .
Утреннее приветствие « Ладушки - ладошки» «Привет, как твои дела?» «Ладушки-ладошки»
Физическое развитие «Перекресты» «Переставь на другую сторону» «Подвижная нейродорожка »
Художественно эстетическое развитие Рисование музыка
Социально-коммуникативное развитие «Передай мяч»
Познавательное развитие
Речевое развитие
Семейно-педагогический клуб «Вместе весело шагать» 1 2
Домашние игры
Результативность педагогического опыта: Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр в различные формы работы с детьми способствуют развитию координации движений, улучшению памяти, концентрации внимания, повысился уровень самоконтроля поведения и работоспособность детей . Возможность применения нейроигр в различных видах деятельности разновозрастной группы – это моя педагогическая находка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию
Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные дейст...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....
Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»
Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...
Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста :ка применять на практике...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развиваю...
Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...