Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры

и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

  

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ .

Задачи: 

  1. познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
  2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
  3. активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
  4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  1. получение педагогами представления о методике выполнения кинезиологических упражнений;
  2. внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приемов нейроигр для активации речевых способностей детей.

План проведения мастер - класса

Презентация « Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

1этап: Приветствие. Вводное слова педагога. Вхождение в тему.

2этап: Практический.

Задание 1.Упражнение «Попробуй повтори».

Задание 2.Упражнение «Покажи цифры».

Задание 3.Кинезиологическая сказка «В лесу».

3этап: Подведение итогов.

 

1 этап. Приветствие. Вводное слова педагога. Вхождение в тему.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и проведу мастер-класс по теме «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста». Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – « Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры-эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают, по мнению психологов, вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие - это особый механизм, объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Один из вариантов межполушарного взаимодействия - это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука - то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения: « Колечко», «Лезгинка», « Кулак - ребро - ладонь», «Оладушки» и т.д. 

    Кинезиология — это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающей технологии, она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет: укреплять здоровье, снижать усталость, утомляемость, раздражительность, улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность и т.д.

    Безусловно, эта методика в основном для работы таких специалистов как нейропсихологи, логопеды-дефектологи.  

    Методика нейропсихологических игр применяется не только для детей имеющих определенные нарушения, но и совершенно здоровых ребят, ведь прежде всего это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Нейроигры являются доступным средством, которое позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Многим известно, что правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а так же склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие - за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

2  Этап. Практический.

Я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.

Тест №1. 

Для начала необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.

Тест №2.

Давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест №3.

Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!

Тест №4.

А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

   И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.  Ну  а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.

 

Задание 1. Упражнение «Попробуй повтори»

Суть игры - воспроизвести положение рук, которое видите на карточке, и одновременно произнести то, что изображено на картинке выше. Показываете и называете одновременно. Это используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Эту игру можно применять на занятиях как физминутку.

 

Задание 2. Упражнение «Покажи цифры»

Суть игры – на листе бумаги в хаотичном порядке нарисованы цифры. По команде ведущего нужно одновременно показать цифры двумя руками.

 

Задание 3. Кинезиологическая сказка «В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик».. Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «Дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц».Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «Дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «Оладушки». Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук). 

3 этап. Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейроигр и упражнений, которые вы можете с успехом применять в своей работе.

         А сейчас, пожалуйста, поднимите вверх большой палец (класс) если вам было интересно и вы будете применять эту методику в своей практике. Сожмите пальцы в кулак, если для вас было не достаточно информативно. Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) если вы уже используете продемонстрированные методы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...

мастер - класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии - кинезиологии....