Действия воспитателей в случаях выявления жесткого отношения к ребенку
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Действия воспитателей в случаях выявления  жесткого отношения к ребенку

  К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:

Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.

Профилактика жесткого обращения с детьми:

- трансляция родителям положительного образа ребенка;

- работа по коррекции детско-родительских отношений;

- работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Подчеркнем, что для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков – именно они должны привлечь внимание педагога и насторожить его:

- ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует его возрасту;

- ребенок не ухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;

- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

- ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны;

- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочевых органов;

- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);

- ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всех;

- ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;

- к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

- настороженность или безразличие;

- чрезмерную озабоченность;

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно или, наоборот, очень бурно и эмоционально. Отметим также, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может  предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких  родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажите свою озабоченность поведения их ребенка в детском саду. Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, по возможности установите социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры, постарайтесь также установить контакт и с ними. При необходимости узнайте, какой детский сад посещал раньше ребенок, побеседуйте с педагогическим персоналом этого учреждения.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

- на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.

Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан

Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием.

Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случаи жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах как самого ребенка, так и человека, о котором идет речь. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.

Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.д. В случае, если ребенок рас кажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, лучше всего занять следующую позицию:

- реагировать как можно более нейтрально ( не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);

- дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что рассказал об этом – это очень важно»).

- оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы постараемся решить ее вдвоем»).

- постараться уделить ребенку максимум внимания.

Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует специальной профессиональной подготовки, а во многих случаях проведения медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, нет вины родителей, то они сами переживают большой шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной, и родители хотят скрыть случившееся от соседей, знакомых детей и даже родственников.

Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, а также в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ребенком родителей, педагогу может потребоваться помощь профессионалов из специальных служб и центров.

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:                                                                       

Полиция

юридические консультации

службы здравоохранения

медико-социально-психологические центры

телефоны доверия

специальные службы защиты от насилия

Действия воспитателей в случаях выявления  жесткого отношения к ребенку

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку....

«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Советы как действовать воспитателю в случаях выявления жестокого отношения к ребенку...

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...