Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
методическая разработка по теме

Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pch03.doc57.5 КБ
Файл tema.pptx86.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Педагогические чтения

Тема:
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Воспитатель:

Власова И. А.

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  • Трансляция родителям положительного образа ребенка.
  • Работа по коррекции детско-родительских отношений.
  • Работа   по  предотвращению  нарушения   прав  ребенка  незнакомыми
    взрослыми.

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже - агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога:

- ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не
соответствует возрасту;

- ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок демонстрирует изменчивое поведение - оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.

- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

-   ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;

- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание - головную
боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

-   ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (к другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

-   ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует   не   соответствующее   возрасту   «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
- к выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

- настороженность или безразличие,

- чрезмерную озабоченность.

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажете свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

-        решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.

2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

  1. Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и
    поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей
    те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его
    слов.
  2. Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
  3. Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и
    эмоционально к нему привязан.
  4. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но
    не укрепляйте в нем этих чувств сами.
  5. Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
  6. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и
    жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах
    самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
  7. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  1. Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что Вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим - медикам, психологам и т. д. Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а)        реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не
давать оценок случившемуся);

б)        дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что ты рассказал
о таком событии, это очень важно»);

в)        оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы
постараемся ее решить вдвоем»);

г)        постараться уделить ребенку максимум внимания.

3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует специальной профессиональной подготовки, а во многих случаях проведения медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.

К кому обращаться за помощью

  1. Полиция
  2. Юридические консультации
  3. Службы здравоохранения
  4. Медико-социально-психологические центры
  5. Специальные службы защиты от насилия
  6. Телефоны доверия

Предоставляю вашему вниманию, сайты посвященные защите прав детей:

     Проект «Гармония». Здесь разработаны методические материалы, подготовленные в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье».

Адрес сайта:
http://dv.projectharmony.ru/mater/main.html

      Сайт «Права ребенка», созданный сотрудниками Томской областной детско-юношеской  библиотеки. На сайте можно найти положения Конвенции о правах ребенка, информацию о законах, защищающих детей, ссылки на другие ресурсы.
Адрес сайта:

  http://www.libry.tsu.ru/children/fromh.html
на этом же сайте можно найти список адресов других сайтов, посвященных защите прав детей.
http://www.libry.tsu.ru/children/read.html

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Куртамышский детский сад №5» Очные районные педагогические чтения Тема: «Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку» Власова Ирина Александровна воспитатель

Слайд 2

Направления работы воспитателя по защите детей от всех форм насилия: 1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения. 2. Профилактика жестокого обращения с детьми: - трансляция родителям положительного образа ребенка; - работа по коррекции детско-родительских отношений; - работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

Слайд 3

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Слайд 4

П ризнаки которые должны привлечь внимание и насторожить педагога: - ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; - ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или , напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет; - ребенок демонстрирует изменчивое поведение - оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. - у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне. - ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений; - ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны; - для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание - головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

Слайд 5

- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери; - ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; - ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; - ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; - ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса; - ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми; - к выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Слайд 6

1. Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. 2 . Нельзя показывать ребенку свои чувства. 3. Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. 4. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами. 5. Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. 6. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того, о ком идет речь. 7. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне. 8. Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

Слайд 7

Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Слайд 8

1. Полиция 2. Юридические консультации 3. Службы здравоохранения 4. Медико-социально-психологические центры 5. Специальные службы защиты от насилия 6. Телефоны доверия К кому обращаться за помощью

Слайд 9

Проект «Гармония». Адрес сайта: http ://dv.projectharmony.ru/mater/main.html Сайт «Права ребенка». Адрес сайта: http ://www.libry.tsu.ru/children/fromh.html http ://www.libry.tsu.ru/children/read.html Сайты, посвященные защите прав детей

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...

Методические рекомендации по выявлению жестокого обращения с ребенком

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстниковНе упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Советы как действовать воспитателю в случаях выявления жестокого отношения к ребенку...