Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку
консультация

Овсянникова Валентина Васильевна

Советы как действовать воспитателю в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystvie_vospitatelya_pri_zhestokom_obrashchenii_s_detmi.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за

щите детей от жестокого обращения.

2. Профилактика жестокого обращения с детьми:

Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Работа по коррекции детско-родительских отношений.

Работа  по  предотвращению  нарушения  прав  ребенка  незнакомыми

взрослыми.

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже - агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога:

 Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не

соответствует возрасту.

 Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет

или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.

 Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение

часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.

 У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.

 Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу,

вплоть до причинения себе телесных повреждений.

 Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не

соответствующих местах.

 Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную

боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.

 Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.

 Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).

Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;

уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

Он  демонстрирует  не  соответствующее  возрасту  «взрослое»  по

ведение, рационален, интересуется вопросами секса.

Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах,

которые якобы произошли с другими детьми.

К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы

со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

настороженность или безразличие,

чрезмерную озабоченность.

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Для этого можно побеседовать с ними, высказав свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения

специалистов.

2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми, именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и

поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей

те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его

слов.

Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и

эмоционально к нему привязан.

Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но

не укрепляйте в нем этих чувств сами.

Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.

Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и

жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах

самого ребенка, так и того, о ком идет речь.

Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:

«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».

Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом

случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который

знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а)  реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, н

давать оценок случившемуся);

б)  дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа

о таком событии, это очень важно»);

в)  оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и mi

постараемся ее решить вдвоем»);

г)  уделить ему максимум внимания.

3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия на ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.

К кому обращаться за помощью

Психолог

Детский адвокат

Службы здравоохранения

Специальные службы защиты от насилия

Телефоны доверия

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

боязнь физического контакта с взрослыми;

стремление скрыть причину травм;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

ночные кошмары, страхи;

не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

задержка физического, умственного развития;

плохая успеваемость;

нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

требование ласки и внимания;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность, импульсивность;

сонный вид и утомленность;

санитарно-гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

часто вялотекущая заболеваемость;

антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

создание доверительно-делового контакта с родителями;

участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

оградить ребенка от реакции других детей;

уделить ребенку максимум внимания;

дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

P.S. К семинару социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки на руки педагогам.

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Новый взгляд на проблему

Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.

Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.

Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

«Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях, — отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 мая 2009 года. — По различным оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».

Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в центре внимания социальных служб. Значимость такой работы должны понимать и социальные педагоги детских садов.

Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.

Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.

Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Но в российской системе социальной защиты, к сожалению, до сих пор главенствует категориальный подход: «Эта семья — из категории малоимущих. Эта семья — из категории безработных. Эта — из категории семей, имеющих ребенка-инвалида». Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи: семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и т.д.

Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству.

В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка.

Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным.

Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход.

В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?

Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.

Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.

Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.

Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал.

Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи.

Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.

Консультация для воспитателей

Тема «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

«Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребёнка могут способствовать следующие факторы риска:

• неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов и мачех;

• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, финансовые трудности;

• постоянные супружеские конфликты;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

• нежелательный ребёнок;

• умственные или физические недостатки ребёнка;

• «трудный» ребёнок.

В случае выявления жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

• Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.

• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.

• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.

• Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).

• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.

• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого.

• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).

• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех.

• Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребёнок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребёнку, но и к его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

• В беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие.

• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.

• Часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребёнком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребёнка дома, посмотреть, в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

• ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребёнка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребёнка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребёнка.

Документ:

REK_zjest.doc

   ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

     Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

     Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

     Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

 информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

 трансляция родителям положительного образа ребенка;

 работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

     Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими), а также по вине или недосмотру родителей.                

Формы жестокого обращения с детьми.

     Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

     Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

•    неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

•    присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

•    безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

•    статус беженцев, вынужденных переселенцев;

•    низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

•    нежеланный ребенок;

•    умственные или физические недостатки ребенка;

•    "трудный" ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

•    Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.

•    Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.

•    Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

•    Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.

•    Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

•    Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).

•    Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.

•    Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

•    Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).

•    Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.

•    Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

     К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить опасения:

•    В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.

•    На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.

•    Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

     Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий  можно прийти к следующим выводам:

•    предположение подтверждается (не подтверждается);

•    решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

     Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

     Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

     Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

     Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

     Для изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

     В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

     Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

     Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

     Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

     Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

     В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.

     Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку....

«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...

Доклад на тему: «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...