Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку
консультация
Советы как действовать воспитателю в случаях выявления жестокого отношения к ребенку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvie_vospitatelya_pri_zhestokom_obrashchenii_s_detmi.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:
1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
щите детей от жестокого обращения.
2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Работа по коррекции детско-родительских отношений.
Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
взрослыми.
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже - агрессивны.
Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.
Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога:
Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не
соответствует возрасту.
Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет
или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.
Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение
часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.
Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу,
вплоть до причинения себе телесных повреждений.
Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не
соответствующих местах.
Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную
боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.
Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;
уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» по
ведение, рационален, интересуется вопросами секса.
Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах,
которые якобы произошли с другими детьми.
К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы
со сном, боязнь темноты, энурез.
Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:
настороженность или безразличие,
чрезмерную озабоченность.
На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Для этого можно побеседовать с ними, высказав свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.
2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?
Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми, именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:
Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и
поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей
те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его
слов.
Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и
эмоционально к нему привязан.
Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но
не укрепляйте в нем этих чувств сами.
Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и
жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах
самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:
«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».
Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом
случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который
знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:
а) реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, н
давать оценок случившемуся);
б) дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа
о таком событии, это очень важно»);
в) оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и mi
постараемся ее решить вдвоем»);
г) уделить ему максимум внимания.
3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия на ребенком со стороны незнакомых взрослых?
Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.
Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.
В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.
К кому обращаться за помощью
Психолог
Детский адвокат
Службы здравоохранения
Специальные службы защиты от насилия
Телефоны доверия
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
боязнь физического контакта с взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
ночные кошмары, страхи;
не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
задержка физического, умственного развития;
плохая успеваемость;
нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
кража пищи;
требование ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность, импульсивность;
сонный вид и утомленность;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
часто вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
создание доверительно-делового контакта с родителями;
участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
оградить ребенка от реакции других детей;
уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
P.S. К семинару социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки на руки педагогам.
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Новый взгляд на проблему
Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.
Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.
Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.
«Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях, — отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 мая 2009 года. — По различным оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».
Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в центре внимания социальных служб. Значимость такой работы должны понимать и социальные педагоги детских садов.
Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.
Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.
Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Но в российской системе социальной защиты, к сожалению, до сих пор главенствует категориальный подход: «Эта семья — из категории малоимущих. Эта семья — из категории безработных. Эта — из категории семей, имеющих ребенка-инвалида». Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи: семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и т.д.
Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству.
В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка.
Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным.
Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход.
В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?
Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.
Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.
Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал.
Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи.
Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.
Консультация для воспитателей
Тема «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
«Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребёнка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности;
• постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежелательный ребёнок;
• умственные или физические недостатки ребёнка;
• «трудный» ребёнок.
В случае выявления жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
• Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех.
• Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребёнок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребёнку, но и к его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
• В беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребёнком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребёнка дома, посмотреть, в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
• ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребёнка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребёнка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребёнка.
Документ:
REK_zjest.doc
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.
Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.
Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.
В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:
информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
трансляция родителям положительного образа ребенка;
работа по коррекции детско-родительских отношений.
Жестокое обращение с детьми.
Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими), а также по вине или недосмотру родителей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• "трудный" ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
• Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
• Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить опасения:
• В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
• предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Для изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).
Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.
Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.
В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.
Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку....
«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»
Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...
Действия воспитателей в случаях выявления жесткого отношения к ребенку
Консультация для педагогов...
Действия воспитателей в случаях выявления жесткого отношения к ребенку
Консультация для педагогов...
Доклад на тему: «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...