Программа кружка "Куклы народного календаря"
рабочая программа (старшая группа)

Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются - творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_kukly_2020-2021.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида»

Рабочая программа кружка «Куклы народного календаря»

на 2021-2022 учебный год

с детьми подготовительной группы «Пчёлка».

Составитель и руководитель:

Медведенко Д.В.

г. Минусинск, 2021

«В России тьма традиций разных,

Но о такой не грех узнать:
Чтоб каждый месяц, каждый праздник
С особой куклою встречать…».

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы «Пчёлка» МДОБУ детский сад №17 «Жемчужинка» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются - творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический

опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат постепенному

осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои

корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем обращаться к

опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память

своих предков.

Программа кружка «Куклы народного календаря» предполагает изучение календарных православных праздников и обычаев русского народа, историю возникновения кукол и традиций, связанных с куклами, приёмы изготовления текстильных кукол, кукол из соломы, травы и других подручных материалов.

Специфика программы заключается в том, что знакомство с куклой и техникой её изготовления происходит на ценностях народной и религиозной культуры, через русские народные игры, использование малых фольклорных форм и народных сказок.

Традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей.

К концу учебного года дети должны знать:

- историю народной игрушки;

- название куклы по внешнему виду;

- православные календарные праздники народного календаря (включённые в программу);

- правила безопасности труда;

уметь:

- правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;

- выбирать необходимый для изготовления кукол материал;

- украшать готовые куклы;

- изготавливать кукол (предусмотренных в программе).

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через создания кукол народного календаря.

Задачи:

Образовательные: познакомить с народным календарём и народными традициями, связанные с историей русской куклы; научить работать с тканью, соломой при создании выразительных образов; способствовать формированию индивидуального стиля при изготовлении куклы.

Развивающие: способствовать гармоничному, умственному и духовному развитию личности; развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление; развивать эстетическое восприятие народного искусства через изготовление куклы; развивать мелкую моторику пальцев, тесно связанную с развитием мыслительных способностей; развивать речь в процессе изготовления куклы и игры с ней.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, любовь к своей родине; воспитывать у ребёнка понимание роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; интерес к народно-прикладному творчеству; воспитывать духовную культуру детей через художественное творчество.

Формы работы с детьми.

Ведущей формой организации работы является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения.

Ожидаемые результаты:

• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

• дети смогут называть некоторые православные праздники;

• они будут знать классификацию кукол по народному календарю, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

• смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

• научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Результаты кружка:

Оформление выставки кукол, детский мастер-класс, фотоотчет и презентация проделанной работы.

Учебный план работы кружка «Куклы народного календаря»

на 2018-2019 гг.

Название кружка

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длитель-

ность занятий, мин.

День проведения занятий кружка

Время проведения занятий кружка

«Куклы народного календаря»

1

4

35

30

вторник

Календарно – тематический план кружка «Куклы народного календаря»

на 2018-2019 гг.

п/п

Тема

Задачи, программное содержание.

Кол – во занятий

1.

Тема «Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы».

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на занятиях (как обращаться с ножницами).

Цель: познакомить с техникой безопасности при работе с ножницами.

Просматривание альбома «Виды ткани».

Цель: ознакомление с видами ткани, изделиями из ткани.

1

2.

Тема «Русская народная кукла».

Просмотр презентации «Русская народная кукла».

Что мы знаем о куклах? История возникновения кукол.

Цель: знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

2

3.

Тема «Народный календарь славян».

Цель: приобретение дошкольниками знаний о славянских праздниках и куклах народного календаря.

Задачи:

1. Познакомить с содержанием народного календаря русского народа.

2. Рассказать о роли кукол в календарных праздниках.

2

4.

Тема «Кукла-оберёг Крупеничка».

Цель: создание у дошкольников положительного эмоционального отношения к народным традициям через изготовления куклы-оберега Крупенички.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения куклы Крупенички.

2. Обучить традиционным приемам изготовления куклы, развивать навыки работы с материалами.

3. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

3

5.

Тема «Рябинка - символ домашнего очага».

Цель: развитие художествественно-творческих способностей детей путём изготовления куклы Рябинки из лоскутов ткани и рябиновых палочек.

Задачи:

#1059;точнить и обогатить представления детей о видах обереговых кукол древних славян.

#1057;пособствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков.

#1040;ктивизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «славяне», «крестовина»,«оберег», «очаг».

4. Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани и рябиновых палочек.

3

6.

Тема «Куклы из соломы».

Просмотр презентации «Игрушки из соломы».

Цель: формирование представлений о быте русского народа через историю соломенных кукол.

Задачи:

1. Познакомить детей с одним из видов народной игрушки «Соломенной куклой».

2. Рассказать об истории её возникновения. (Каких соломенных кукол делали во время сенокоса, во время уборки хлеба, чтобы был богатый урожай).

3. Вызвать интерес к куклам из соломы, желание сделать её своими руками.

2

7.

Тема «Куклы Лихоманки».

Цель: формирование индивидуального стиля у детей при изготовлении народных кукол Лихоманок.


Задачи:

1. Познакомить детей с куклой, с историей её создания.

2. Формировать умение делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах.

3. Развивать умение декорировать куколку яркими кусочками ткани, ленточками.

2

8.

Тема «Осенние славянские праздники».

Просмотр презентации «Осенние славянские праздники».

Цель: знакомство детей с разнообразием осенних славянских праздников.


Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с историей, народными традициями и обычаями на Руси, их значением в жизни народа.
2. Обогатить словарный запас детей словами «кудельница», «кудель», «дворовой», «конюх», «калита».

#1042;оспитывать любовь и интерес к русской культуре и народному творчеству.

1

9.

Тема «Кукла Филипповка».

Цель: реализация творческой активности ребенка через создание народной куклы Филипповки.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения куклы Филипповки.

2. Расширять знания об обрядовых куклах.

3. Научить детей создавать куклу Филипповку из сена.

4. Воспитывать эстетический вкус к оформлению куклы.

2

10.

Тема «Образ новогоднего праздника - кукла Коза».

Цель: создание обрядовой куклы Коза по традиционной технологии.

Задачи:
1. Формировать представления детей об изготовлении народной обрядовой куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

2. Учить выполнять последовательно, следуя алгоритму.

3. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям наших предков, интерес к народно-прикладному творчеству.

2

11.

Тема «Рождественская кукла Веничек благополучия».

Цель: знакомство детей с рождественскими традициями и обычаями наших предков через изготовление куклы Веничек благополучия.


Задачи:

#1055;ознакомить с историей куклы Веничек благополучия на Руси, её значением в жизни народа.
#1053;аучить приёмам работы по созданию кукол Веничек благополучия.
#1042;оспитывать любовь и интерес к русской культуре и народному творчеству.

2

12.

Тема «Зимние праздники славян».

Цель: знакомство детей с народными зимними праздниками на Руси.

Задачи:

1. Формировать представление об народном календаре, о праздниках славян в зимнее время.

2. Обогащать словарный запас детей новыми словами (название месяцев: декабрь - «снежень», «ветрозвон», январь - «студенец», февраль - «бокогрей», «лютень»).

3. Воспитывать чувство уважения к нашему народу, содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины.

2

13.

Тема «Кукла Домашняя Масленица».

Цель: знакомство детей с народной куклой Домашняя Масленица.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей и значением обереговой куклы Домашняя Масленица.

2. Научить создавать куклу Домашняя Масленица из веток и лоскутков ткани.

3. Продолжать воспитывать интерес к русским традициям и обычаям.

3

14.

Тема «Славянские весенние праздники».

Просмотр презентации «Славянские весенние праздники».

Цель: формирование интереса к традициям и обычаям родного народа через знакомство с весенними славянскими праздниками.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием весенних праздников и значимых дат у славян.

2. Обогатить словарный запас детей новым словами ( названия весенних месяцев у наших предков: март - «протальник», «зимобор», апрель - «березень», «снегогон», май - «травник», «цветень»).

3. Воспитывать любознательность, интерес к истокам народной культуры.

2

15.

Тема «Кукла Доля».

Цель: создание народной куклы-оберёга Доли из ниток.

Задачи:

1. Познакомить с историей и значением куклы Доли в жизни славян.

2. Учить детей создавать куклу из разноцветных ниток для вязания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

2

16.

Тема «Летние праздники славян».

Показ презентаций «Летние праздники славян», «Летние календарные народные куклы древних славян».

Цель: знакомство с летними праздниками наших предков, с летними календарными народными куклами.

Задачи:

1. Расширить кругозор воспитанников, обогатить знаниями о народном славянском календаре.

2. Пополнить словарный запас новыми словами (название летних месяцев: июнь - «разноцвет», «хлеборост», июль - «страдник», «червень», август - «жнивень»).

3. Рассказать о летних календарных народных куклах (Кукла Русалка, Купавка, Покосница, Кубышка-травница).

4. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.

2

17.

Итоговое занятие. Викторина «Что я знаю о славянских куклах?».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских куклах, их истории и роли в жизни русского народа.

1

18.

Выставка кукол. Детский мастер-класс.

Цель: продолжать приобщать детей к народной культуре через совместное творчество родителей и педагогов.

1

Итого: 35 часов

Используемая литература

  1. Жадан А. А. Жемчужины мысли. Минск “Беларусь”, 1991.
  2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г.
  3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
  4. Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.

5. Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.

7. Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.

8.

9. Страна мастеров

10. История народной куклы

11. История кукол

12. Народные куклы.

13. Marianna35/ss-7525960

14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре

Народный календарь, что же это?  Оказывается, народный календарь представляет своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека. Мы знакомим детей с народны...