Методическая разработка дидактическая игра "Теремок"
методическая разработка
Дидактическое пособие «Теремок» предназначено для детей дошкольного возраста, воспитателям ДОУ по развитию связной речи детей, для дидактических игр в детском саду, с детьми в НОД и режимных моментах. Пособие способствует пополнению словарного запаса детей, расширяет кругозор, воспитывает дружеские отношения между детьми, развивает внимание, память, мышление, интерес к театрально-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_teremok.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
Дидактическая игра «Теремок»
для детей дошкольного возраста с ТНР
Автор-составитель: учитель-логопед Усова М. В.
г. Зима
Актуальность: Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – игре.
Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи и расширит активный и пассивный словарь у дошкольников.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие «Теремок» предназначено для детей дошкольного возраста, воспитателям ДОУ по развитию связной речи детей, для дидактических игр в детском саду, с детьми в НОД и режимных моментах. Пособие способствует пополнению словарного запаса детей, расширяет кругозор, воспитывает дружеские отношения между детьми, развивает внимание, память, мышление, интерес к театрально-игровой деятельности. Пособие соответствует современным требованиям, т.к. может применяться в организованных формах работы с детьми, в совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Дидактическое пособие «Теремок» представляет собой сшитый из фетра и прикрепленный к картону красочный домик-теремок с окошками. Окошки расположены в два этажа, для расположения фигурок сказочных животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь). Фигурки изготовлены из цветного фетра, с применением фурнитуры (глазки, носик).
Пособие привлекательно, имеет развивающую направленность (способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, коммуникативных способностей детей, сенсорных эталонов и эмоциональной сферы). Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми.
Цель: развитие речи и познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
-развивать навыки общения;
-развивать мыслительные способности (мышление, воображение, внимание, наблюдательность);
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- активизировать речь детей;
-закреплять название животных;
-развитие связной речи детей, диалогической и монологической.
Обучающие:
- формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки;
- формировать звуковую культуру, фонематический слух;
- употреблять пространственные представления предлогов «над», «под», « между»;
- совершенствовать навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса.
Воспитательные:
-воспитывать у детей познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, активное взаимодействовать друг с другом.
Дидактическое пособие «Теремок»
Рекомендации для использования:
Пособие может использоваться в совместной деятельности детей, в режимных моментах, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Варианты заданий.
1. «Угадай, чей голосок?»
Цель: развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки, а ребёнок отгадывает. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.
2. «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай из какой сказки пришли герои?
-Расскажи эту сказку (ребёнок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку)
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
3. «Кто где живёт?»
Цель: учить употреблять предлоги над, под, между.
Педагог размещает персонажей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
-Этот зверь живёт над лисой. Это……
-Этот зверь живёт над волком. Это….
-Этот зверь живёт под лягушкой. Это….
-Этот зверь живёт под мышкой. Это….
-Этот зверь живёт между волком и лисой. Это….
Затем педагог и ребёнок меняются местами, и ребёнок сам проговаривает слова над, под, между.
4. «Слоговые песенки»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.
Вечером все жильцы в «Теремочке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давайте петь вместе сними! Слушайте внимательно и повторяйте песенку вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой…
5. «Инсценировать сказку «Теремок»
Цель: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
6. «Отгадай героя сказки».
Цель: развивать двигательную активность детей.
Педагог загадывает загадку, а дети изображают персонажей сказки в движении.
Заключение
Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширения словарного запаса и наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Может применяться в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данное пособие может «удивлять» детей различными сюрпризами. Содержание игр и игровых заданий могут быть разнообразными, в соответствии с программными задачами возрастной группы детей. «Теремок» можно использовать и для игр с детьми среднего и старшего возрастов, решая некоторые программные задачи в соответствии с возрастом детей (режиссерская игра, игра-фантазирование). Также можно добавлять предметы-заместители, дополнительные игрушки по желанию ребенка. В процессе игры ребёнок узнает персонажей сказки, обогащается словарный запас ребёнка, активизируется речь, у детей появляется интерес к играм, происходит автоматизация звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дидактический фартук"
Дидактический фатук - очень интересная,лёгкая в изготовлении вещица....
методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"
Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...
Методическая разработка Дидактическая игра "Клоун Петрушка"
Многофункциональная Дидактическая игра «Клоун Петрушка»Цель игры: побуждать детей к активной деятельности, развивать интерес к игре, учить детей объединяться в группы самостоятельно, учить...
Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста
В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...
Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"
Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...