Методическая разработка дидактическая игра "Теремок"
методическая разработка

Усова Марина Васильевна

Дидактическое пособие «Теремок» предназначено для детей дошкольного возраста, воспитателям ДОУ по развитию связной речи детей, для дидактических игр в детском саду, с детьми в НОД и режимных моментах. Пособие способствует пополнению словарного запаса детей, расширяет кругозор, воспитывает дружеские отношения между детьми, развивает внимание, память, мышление, интерес к театрально-игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_teremok.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Дидактическая игра «Теремок»

для детей дошкольного возраста с ТНР

Автор-составитель: учитель-логопед Усова М. В.

г. Зима

Актуальность: Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – игре.

Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.

Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи и расширит активный и пассивный словарь у дошкольников.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие «Теремок» предназначено для детей дошкольного возраста, воспитателям ДОУ по развитию связной речи детей, для дидактических игр в детском саду, с детьми в НОД и режимных моментах. Пособие способствует пополнению словарного запаса детей, расширяет кругозор, воспитывает дружеские отношения между детьми, развивает внимание, память, мышление, интерес к театрально-игровой деятельности. Пособие соответствует современным требованиям, т.к. может применяться в организованных формах работы с детьми, в совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Дидактическое пособие «Теремок» представляет собой сшитый из фетра и прикрепленный к картону красочный домик-теремок с окошками. Окошки расположены в два этажа, для расположения фигурок сказочных животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь). Фигурки изготовлены из цветного фетра, с применением фурнитуры (глазки, носик).

Пособие привлекательно, имеет развивающую направленность (способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, коммуникативных способностей детей, сенсорных эталонов и эмоциональной сферы). Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми.

Цель: развитие речи и познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

-развивать навыки общения;

-развивать мыслительные способности (мышление, воображение, внимание, наблюдательность);

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- активизировать речь детей;

-закреплять название животных;

-развитие связной речи детей, диалогической и монологической.

Обучающие:

- формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки;

- формировать звуковую культуру, фонематический слух;

- употреблять пространственные представления предлогов «над», «под», « между»;

- совершенствовать навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса.

Воспитательные:

-воспитывать у детей познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, активное взаимодействовать друг с другом.

Дидактическое пособие «Теремок»

Рекомендации для использования:

Пособие может использоваться в совместной деятельности детей, в режимных моментах, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Варианты заданий.

1. «Угадай, чей голосок?»

Цель: развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.

Педагог изображает персонажей сказки, а ребёнок отгадывает. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.

2. «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.

Педагог показывает предметные картинки героев сказки.

- Угадай из какой сказки пришли герои?

-Расскажи эту сказку (ребёнок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку)

- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

3. «Кто где живёт?»

Цель: учить употреблять предлоги над, под, между.

Педагог размещает персонажей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

-Этот зверь живёт над лисой. Это……

-Этот зверь живёт над волком. Это….

-Этот зверь живёт под лягушкой. Это….

-Этот зверь живёт под мышкой. Это….

-Этот зверь живёт между волком и лисой. Это….

Затем педагог и ребёнок меняются местами, и ребёнок сам проговаривает слова над, под, между.

4. «Слоговые песенки»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.

Вечером все жильцы в «Теремочке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давайте петь вместе сними! Слушайте внимательно и повторяйте песенку вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой…

5. «Инсценировать сказку «Теремок»

Цель: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

6. «Отгадай героя сказки».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Педагог загадывает загадку, а дети изображают персонажей сказки в движении.

Заключение

Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширения словарного запаса и наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Может применяться в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данное пособие может «удивлять» детей различными сюрпризами. Содержание игр и игровых заданий могут быть разнообразными, в соответствии с программными задачами возрастной группы детей. «Теремок» можно использовать и для игр с детьми среднего и старшего возрастов, решая некоторые программные задачи в соответствии с возрастом детей (режиссерская игра, игра-фантазирование). Также можно добавлять предметы-заместители, дополнительные игрушки по желанию ребенка. В процессе игры ребёнок узнает персонажей сказки, обогащается словарный запас ребёнка, активизируется речь, у детей появляется интерес к играм, происходит автоматизация звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактический фартук"

Дидактический фатук - очень интересная,лёгкая в изготовлении вещица....

методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"

Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...

Методическая разработка Дидактическая игра "Клоун Петрушка"

Многофункциональная Дидактическая игра «Клоун Петрушка»Цель игры: побуждать детей к активной деятельности, развивать интерес к игре, учить детей объединяться в группы самостоятельно, учить...

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...