Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет
методическая разработка
Статья "Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya.docx | 20.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет»
Современные тенденции и стремительные перемены в сфере образования подводят педагогов к выбору наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников
Метод мнемотехники.
Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально - ритмических движений на музыкальных занятиях.
Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.
Технология «Хор рук».
«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).
Использование данной технологии направлено на развитие:
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т.е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.
Для более глубокого восприятия и творческого воображения ребят можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). На усмотрение фантазии педагога и ребят.
Особенностями технологии является то, что она может:
Применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому
ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки,
когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную
технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли
ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и с коррекционными.
Пример использования технологии «Хор рук» (видео)
Эвритмия
В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.
Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.
Направления эвритмии: гигиеническая; лечебная, педагогическая.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
жизненные силы ребенка,
развить ловкость,
концентрацию внимания,
улучшить мелкую моторику,
координацию движения,
развить правильное переживание пространства,
правильную речь,
мышление.
Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
1. Подготовка пространства и костюмов.
Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.
3. Музыкально-ритмический круг.
Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
Ø ритмические игры;
Ø блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела) ;
Ø блок развития мелкой моторики;
Ø пространственная ориентация;
Ø социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей - всей группы как единого коллектива;
Ø импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
Ø народные игры.
Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».
Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...
Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...
«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...