Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет
методическая разработка

Статья "Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya.docx20.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет»

Современные тенденции и стремительные перемены в сфере образования подводят педагогов к выбору наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников

Метод мнемотехники.

Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально - ритмических движений на музыкальных занятиях.

Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.

Технология «Хор рук».

«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).

Использование данной технологии направлено на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т.е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.

Для более глубокого восприятия и творческого воображения ребят можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). На усмотрение фантазии педагога и ребят.

Особенностями технологии является то, что она может:

Применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому

ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки,

когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную

технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.

Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли

ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и с коррекционными.

Пример использования технологии «Хор рук» (видео)

Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.

Направления эвритмии: гигиеническая; лечебная, педагогическая.

С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

жизненные силы ребенка,

развить ловкость,

концентрацию внимания,

улучшить мелкую моторику,

координацию движения,

развить правильное переживание пространства,

правильную речь,

мышление.

Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Эвритмическое занятие включает следующие этапы:

1. Подготовка пространства и костюмов.

Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.

2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.

Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.

3. Музыкально-ритмический круг.

Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

Ø ритмические игры;

Ø блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела) ;

Ø блок развития мелкой моторики;

Ø пространственная ориентация;

Ø социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей - всей группы как единого коллектива;

Ø импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

Ø народные игры.

Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».

Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...

«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...