ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)
Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie2022-2023g.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»2022-2023учебного года.
Выполнила: воспитатель
Бербенцева Ольга Александровна
Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
К.Д. Ушинский
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
Цель: Формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.
Задачи: 1.Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине. 2.Формировать у детей представление о сенсорных эталонах. 3.Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Этапы работы
I этап Организационный
Методическое сопровождение:
- Подборка литературных и диагностических материалов.
- Проведение диагностики.
- Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.
Развивающая среда.
- Приобретение игрового материала.
- Создание (пополнение) в группе уголка по сенсорному развитию «Развивайка».
- Изготовление (пополнение) наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей.
- Изготовление и приобретение игрушек для развития тактильных ощущение и мелкой моторики пальцев рук.
Работа с педагогами и родителями.
- Анкетирование.
- Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию.
- Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий.
- Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.
II этап (Внедренческий)
- Составление учебного плана.
- Разработка перспективного планирования.
III этап (Итоговый)
- Диагностика детей.
- Корректировка планов.
Условия:
- Создание предметно-пространственной среды;
- Эмоциональный настрой детей и педагога;
- Дидактические игры по сенсорному развитию детей;
- Тесное взаимодействие педагога, родителей, детей.
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.
- Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.
- Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.
- Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.
- Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.
- Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Принципы обучения:
- Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
- Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.
- Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться на уже усвоенные знания.
Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Игры расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит что-то новое, расширяя и углубляя знания и умения детей. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих НОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных во время проведения НОД. Несмотря на то, что предлагаемые игры представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры другими, аналогичными по смыслу.
Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.
Методы обучения:
- Поисковый;
- Наглядный;
- Репродуктивный;
- Игровой;
- Метод упражнений;
- Работа по схемам и карточкам;
- Практический;
- Совместный (действие ребенка с педагогом);
Приемы:
- Убеждение;
- Пример;
- Упражнение;
- Поощрение;
- Показ;
- Объяснение;
- Вопрос;
- Рассматривание.
Содержание работы:
1 этап – предэталонный, происходит на 2-3 году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап – на 3-5 году жизни, средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины.
3 этап – в 5-7 лет, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Ребенок выстраивает последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд.
Учебный план составлен для организации деятельности с детьми с 2 до 6 лет. При составлении учебного плана использованы рекомендации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга», авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. (Приложение 1).
Перспективный план разработан в табличной форме, с учетом требований программы для каждого возраста детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательной области «Познавательное развитие». План, в случае необходимости, может корректироваться. (Приложение 2)
Диагностика. В основе проведения работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего и дошкольного возраста использованы рекомендации Шапошниковой С.В., Власенко О.П., Косьяненко М.В., Мезенцевой В.Н.. (Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга», Волгоград: Учитель, 2010). Диагностика детей проводится два раза в год: начальная - в сентябре, итоговая – в мае. Все данные заносятся в диагностические карты (Приложение 3)
Ожидаемый результат.
Выполняют действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного.
- Понимают слова: «цвет», «такой же», «разные».
- Сравнивают предметы способом прикладывания друг к другу.
- Выбирает предметы двух заданных цветов из четырех возможных (красный, желтый, зеленый, синий).
- Группирует предметы по цвету.
- Различает и подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу (по убыванию, по размеру, по цвету, по форме и размеру).
- Умеет находить и распознавать большой и маленький предмет (геометрическую фигуру).
Формы подведения итогов реализации данной системы являются: умение детей использовать полученные знания в продуктивной деятельности, в проведении открытых мероприятий, самостоятельное использование игр в свободной деятельности.
Данная система является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержание и форм работы с детьми, времени знакомства и закрепления правил той или иной игры.
Литература
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.:, Просвещение, 1988 стр. 144
- Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
- Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ [Текст] / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 36-37.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978. 96 с. с ил.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2010.
И.Ю. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е.
- Ивакина Г. А. Игра для малышей «Спрячь мышку» стр. 30. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 02 (19) 2014.
- КрулехтМ., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54
- Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
- Морозова О.В., Тихеева Е.И.. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
- Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л «Справочник ст. воспитателя»№1, 2010. - с.58
- Новикова Т.В. Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста . М.: Просвещение, 2000.
- Павлова Л.И., Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, 2002.
- Плеханов А.К., Морозова О.М., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга», предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет, авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2014. – с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Вторая младшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, М.В. Косьяненко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...
Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...
Перспективный план по самообразованию по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», средняя группа
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Одним ...