План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»
материал по развитию речи

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.

воспитателя Мифтаховой Лилии Ядигаровны

 

    Актуальность

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Ромашка»

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения »

Воспитатель: Мифтахова Л.Я.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.

воспитателя Мифтаховой Лилии Ядигаровны

    Актуальность

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

   Метод проектирования -  это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели . 

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений по УМК

   Проект - это детская самодеятельность, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий проектная деятельность приобретает все большую популярность, потому что она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • способствует реализации педагогических целей на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

   Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что использование метода проектирования в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

   Цель самообразования:  изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектной деятельности в развитии  детей  дошкольного возраста.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи: 

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;
  • изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
  • применить полученные знания на практике;
  • привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

   Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для воспитанников:

  • сформируется познавательная мотивация, познавательная активность,  самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.

 Для родителей:

  • сформируется осознание того, что они –значимая часть педагогического процесса, проектная деятельность-важный этап для развития познавательной активности у детей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

Организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.

Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД (2022-2023)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

  1. Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

В течение года

  1.  Консультация для воспитателей на тему «Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей » Разработать памятку для воспитателя “ Пальчики играют речь нам развивают”

В течение  года.

  1. Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение года.

6.« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

В течение

года.

7. Разработать рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ.

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

   Май

  1. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

В течение года

Работа с детьми

      1. Проведение диагностического обследования

Октябрь

       2. Дидактическая игра” “ Составь два рассказа “ -Учить различать сюжеты разных рассказов. Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Ноябрь

       3. Заучивание пальчиковых игр: “Игрушки” “Деревья” “Мячик” Дидактических игр по речевому развитию “Из какой сказки?” ”Скажи ласково” “Кто это?” “Скажи наоборот”

Апрель -май

        4. Использование комплекса артикуляционной гимнастики в игровой форме “Зима” “Язычок в зоопарке”.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний”

Январь-февраль

        5.

Работа с загадками .Составление загадок Учить детей состовлять не большие загадки и отгадывать загадки. Развивать речь детей.

Апрель

 

 

 

Работа с родителями

      1.Консультация « Формирование речи детей в игровой деятельности » . Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?».

Октябрь

3.Памятка для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»- Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Что и как читать детям»

Ноябрь

  1. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

В течение года

  1.  Создание «почтового ящика» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.

Октябрь    

  1.  Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение года

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)
  2. Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?».

В течение

года

Работа с педагогами

      1.Консультация для педагогов: «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Ноябрь

       2.Разработка Конспекта НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ«Дидактические игры со словами

Декабрь

        3. Разработать и разместить на странице личного сайта консультацию для воспитателей на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Май

2 ГОД (2023-2024)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. Обогащение речевого развития.

В течение года

  1. На диагностическом уровне выявить уровень речи,   самостоятельность и инициативность в решении проблемных ситуаций.
  2. Работа по плану проекта - Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Сентябрь

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

Проведение игровых досугов «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

Сентябрь,

октябрь.

Театральна деятельность. Инсценировки сказок:

 «Теремок» и др.

Октябрь  

Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Ноябрь

 Работа с  альбомом «Игрушки из русской избушки».

Декабрь

«Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, воспитатели)

Декабрь, январь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Февраль

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок

Апрель

Работа с родителями

  • 1 Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»
  • 2. - Консультация для родителей: «Роль игры в развитии связной речи детей»

Сентябрь,

октябрь

  • 2. Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы.

В течение

года

3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по     темам проектов.

В течение

года

4.Взаимодействие педагога и родителей в организации     проектной деятельности.

Ноябрь

5.Помощь родителей в обогащении РППС.  

В течение

года.

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: « Творческие задания речевого развития детей дошкольного возраста».

Октябрь

  1. Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Декабрь

  1. Презентация проекта.

Апрель

  1. Изготовление и распространение памяток.
  2.  Консультация «Театрализованная деятельность как элемент художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС»

В течение

года.

3 ГОД (2024-2025)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. . Обзор игровой деятельности на страницах учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов

В течение

года

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. . Изготовление театра на фланелеграфе «Репка», «Петушок и курочка»

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

  1. Участие в семинарах, практикумах, конкурсах по теме самообразования.
  2. Изготовление пальчикового театра с персонажами УМК

В течение

года

 

 

 

Работа с детьми

1.Мотивировать детей к познанию через участие в выборе тем для исследования.

Октябрь

2. Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Ноябрь - февраль

3. Беседы, просмотр иллюстраций и видео- роликов на тему «Театральное искусство»

Февраль-апрель

4. Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске

Март- апрель

Работа с родителями

  1. Помощь в изготовлении декораций, атрибутов и костюмов для спектаклей.

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье». Практические советы

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Организация конкурса творческих работ «Карнавальная маска»

Апрель

  1. ». Оформление фотоотчета «Как мы живем играя»

Март

  1. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

  1. Консультация на тему «В чём заключается влияние движений пальцев на развитие речи»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по развитию речи

Декабрь

  1. Презентация игровой технологии для развития мелкой моторики у детей: «Пальчиковые дорожки».

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение

года

  1. Обоснованность уровня освоения программы

февраль

 

4 год (2025-2026)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. .  Продолжить работу над выбранной методической темой.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение

года

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Пальчиковые игры со скороговорками.

Октябрь -апрель

  1. Игровые упражнения по развитию мимики «Съем кислый лимон» (дети морщатся).

Декабрь

  1. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Идёт медведь по лесу»

Апрель

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Времена года»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. » Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»

Октябрь

2.Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Декабрь

  1. .  Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения»

В течение

года

  1. Консультация на тему: «Веселый язычок

Февраль

  1.  Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук»

В течение

года

  1.  Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

В течение

года

Работа с педагогами

  1. . Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

  1. Презентация пособия «Домик Весёлого Язычка»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1.  Пальчиковый игротренинг «Чудо - прищепки»

В течение

года

  1. Изготовление и распространение памяток

март

5 год(2026-2027)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. . .  Продолжить работу над выбранной методической темой

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития речи, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Обогащение и активизация словаря. Использование дидактических игр направленные на обогащение словаря в ходе формирования и закрепления представлений и знаний об окружающем

Сентябрь  

  1. Говорим правильно. Использование дидактических игр направленных на формирование грамматического строя речи.

Ноябрь  

  1. Подбор и использование дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления связного описательного рассказа по сюжетной картинке (картинкам) на занятиях.

Март

  1. «Чему научат любимые герои?» Просмотр мультфильмов. Работа над дикцией и интонацией с помощью мультфильмов по мотивам сказок и былин.

Февраль

  1. . Работа над формированием образной речи. Подобрать сказки для чтения детям, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности

Май

Работа с родителями

  1. Консультация «Сказкотерапия, или сказочное лечение души»

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Полезные мультфильмы»

Декабрь

  1. . Оформление «Книги» детских произведений «Если б в сказку я попал»

Февраль

  1. . Консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

В течение

года

Работа с педагогами

  1.  Консультация: «Развитие диалогической речи посредством дидактических игр

Сентябрь

  1. Презентация картотеки дидактических игр способствующих развитию образной речи

Декабрь

  1. Презентация картотеки дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления описания

Февраль

  1. Презентация итогов работы по теме самообразования

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»

План работы по самообразованиювоспитателя  МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс  Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие  детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"

Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Цель:  Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи :  Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», средняя группа

Развитие речи  является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Одним ...