Инклюзивное образование в ДОУ
статья
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.
Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу.
Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостаткв, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности.
Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её 6 социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.
Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.
Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в России строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода.
Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.
- Принцип поддержки независимой активности взрослеющего.
Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.
- Принцип междисциплинарного подхода.
Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.
- Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения.
Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.
Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.
В своей практике мне довелось работать с ребенком с ОВЗ. В 2010 году к на в группу пришел мальчик с особенностями здоровья. Ему был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. У мальчика были ограничены движения при ходьбе. Мы с моей напарницей были немного шокированы данной ситуацией. И сразу встал вопрос: что делать и как с ним работать? Ведь кроме него у нас было еще 30 детей. Антон неуверенно стоял на ногах, мы всегда боялись за него, что дети его могут толкнуть и он упадет. Но нами ежедневно проводилась работа с остальными детьми в плане того, как нужно вести себя с этим мальчиком. Мы создали такие условия для ребенка, что ему нравилось посещать наш детский сад. Мы старались его ни в чем не ограничивать: в танцах – он стоял в центре круга, а дети танцевали вокруг него, в играх – был всегда с детьми, а дети старались играть в такие игры, чтобы ему было удобно стоять или сидеть. Мы научились работать с этим ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
Читая и анализируя психолого-педагогическую литературу, а также учитывая наш собственный эмпирический опыт, я сделала вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода хотелось бы предложить следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду:
– повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;
– построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;
– организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников.
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефремова Елена Юрьевна
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»
г. Саранск
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.
Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу.
Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостаткв, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности.
Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её 6 социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.
Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.
Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в России строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода.
Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.
- Принцип поддержки независимой активности взрослеющего.
Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.
- Принцип междисциплинарного подхода.
Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.
- Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения.
Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.
Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.
В своей практике мне довелось работать с ребенком с ОВЗ. В 2010 году к на в группу пришел мальчик с особенностями здоровья. Ему был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. У мальчика были ограничены движения при ходьбе. Мы с моей напарницей были немного шокированы данной ситуацией. И сразу встал вопрос: что делать и как с ним работать? Ведь кроме него у нас было еще 30 детей. Антон неуверенно стоял на ногах, мы всегда боялись за него, что дети его могут толкнуть и он упадет. Но нами ежедневно проводилась работа с остальными детьми в плане того, как нужно вести себя с этим мальчиком. Мы создали такие условия для ребенка, что ему нравилось посещать наш детский сад. Мы старались его ни в чем не ограничивать: в танцах – он стоял в центре круга, а дети танцевали вокруг него, в играх – был всегда с детьми, а дети старались играть в такие игры, чтобы ему было удобно стоять или сидеть. Мы научились работать с этим ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
Читая и анализируя психолого-педагогическую литературу, а также учитывая наш собственный эмпирический опыт, я сделала вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода хотелось бы предложить следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду:
– повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;
– построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;
– организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников.
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов – М.: Просвещение, 2002 – Президентская программа «Дети России» – 448 с.
- Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом – М. [Текст]. 1997. – 67 с.
- Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников – М. 2016. – 217 с.
- Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях – М. 2012. – 412 с.
- Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду – Инклюзивное образование. Выпуск 4 – М. 2010. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...