Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста методом моделирования
статья
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по теме формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает понятиекоммуникативная грамотность, условия успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников. Практический материал представлен описанием приема моделирования на плоскости и методапроблемно-практической ситуации, а также вариантами игр и игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnikova_e.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотникова Е.А.
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста методом моделирования
Аннотация: Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по теме формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает понятие коммуникативная грамотность, условия успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников. Практический материал представлен описанием приема моделирования на плоскости и метода проблемно - практической ситуации, а также вариантами игр и игровых ситуаций.
Ключевые слова: основы коммуникативной грамотности, эффективное общение, игровые ситуации.
Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств. [3]
Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации. Коммуникативно-грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.[3]
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и прочее.
Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.
Одним из условий успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста является совместная деятельность и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
В работе по формированию предпосылок коммуникативной грамотности детей старшего возраста я использую такие методы и приемы, как проблемно-практическая ситуация, моделирование игровых ситуаций, плоскостное моделирование и моделирование из геометрических фигур.
Плоскостное моделирование - это построение на плоскости изображений из различных фигур, его можно использовать в играх на формирование речевого этикета. На плоскости можно выкладывать различные предметы и композиции, сопоставляя каждую деталь с вежливыми словами, комплиментами, приветствиями, словами благодарности, просьбы, прощания. Так мы с детьми играли в игру «Цветочная полянка», цель которой научить детей проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, т. е. делать комплименты. В начале игры педагог обращает внимание детей на скучную картину (на полянке нет цветов), затем воспитатель проводит «параллель», говоря о том, что точно также и в жизни бывает, нам не хватает теплых слов, комплиментов. Далее ребятам предлагается сказать приятные слова каждому из участников. Правила игры таковы, что сказанные добрые слова в адрес ребят и взрослых будут замещены лепестком цветка, так постепенно мы собрали целую цветочную полянку. Ее можно рассматривать как модель самой дружной группы ребят. Можно составлять и другие предметы, например, по кирпичику построить «Домик для друзей».
Еще одним методом и одновременно формой формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста выступает проблемно-практическая ситуация, которая способствует приобретению детьми позитивного коммуникативного опыта при решении социально-нравственных задач. [1, с. 10]
Проблемная ситуация - это специально разработанная игровая модель. Она имеет короткий, несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий.
Проигрывая с детьми игровую ситуацию «Не поделили игрушку» я заметила, что дети успешно находят варианты решения проблемы, а вот в самостоятельной игровой деятельности не применяют такие варианты разрешения конфликтов.
Игровые ситуации могут быть как специально-подобранные, так и реальные, имеющие место в группе, например «Ребята не принимают Сашу в игру». Главное, научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни.
Если проводить подобные игры и игровые ситуации систематически, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу. Способности к коммуникации, конечно же, носят индивидуальный характер. Кому-то удается легче общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов, а другие дети могут испытывать затруднения, дискомфорт, но благодаря специальным приемам и методам можно улучшить, наладить взаимодействие дошкольников с окружающими.
Список литературы:
Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие. М.: Сфера, 2014.
Рылеева Е. В. 10 игр для социализации дошкольников. Методическое пособие. М.: Издательство: Скрипторий, 2015.
Сведения об авторе:
Плотникова Екатерина Александровна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области, г. Тара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...
«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»
«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности» ...