Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с историческим прошлым России»
консультация
Материал предназначен для педагогов ДОУ. Речь в этой статье о том, как зародить и поддержать интерес к прошлому России, какие события заинтересуют детей, какие методические приёмы позволят закрепить знания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2022_znakomstvo_s_istoricheskim_proshlym_rossii.odt | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Знакомство дошкольников с историческим прошлым России»
В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны.
Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.
Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.
Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.
Знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.
Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.
Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками.
Дети будут знать, и помнить прошлое своей страны при соблюдении следующих условий:
-хорошее знание исторических событий взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;
-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;
-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг).
Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитатель не должен стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины : яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.
Дошкольников, прежде всего, нужно знакомить с теми историческими личностями и событиями, которые близки и хорошо известны педагогу.
Для развития интереса к прошлому родной страны в группе целесообразно создать уголки родного края «Мой родной город», «Мини-музей». Уголки эти создаются для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Важно, чтобы материалы уголков предполагали разное содержание детской деятельности. Рассматривая книги и альбомы, дошкольники знакомятся с особенностями жизни России в разные исторические периоды, раскрашивают рисунки изделий по мотивам народных промыслов, рисуют схемы военных сражений и так далее.
Очень важно, чтобы педагоги не игнорировали детские вопросы о событиях прошлого, стремились делиться своими чувствами, связанными историческими деятелями, победами и поражениями России, пробуждали у детей интерес к прошлому своей Родины.
Закрепить и расширить представления детей о прошлом России можно с помощью дидактических игр: «Чем знаменит?», «Вчера и сегодня» и др.
Самое сложное в работе воспитателя по знакомству детей с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;
- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить: Что может означать название нашего города, Кто был основателем нашего города);
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;
- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Когда у детей будут сформированы более или менее чёткие представления о прошлом России, интересной формой работы могут стать игры-путешествия в прошлое. К игре-путешествию готовится наглядный материал, на который может опираться детская фантазия. В ходе игры дети рассуждают о том, что они якобы увидели, оказавшись в прошлом, отвечают на вопросы педагога, сами задают вопросы друг другу.
Для решения практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей можно оформить выставки рисунков: «Одежда наших предков», «Наши защитники» (к 23 февраля, «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов.
Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России".
Для старших дошкольников....
Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историческим прошлым России.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Патриотическ...
Доклад на педсовете: «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России и родного края.» Воспитатель : Дуппор Е.В.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны. Приобщая дошкольников к истории России, педагог проб...
Консультация для педагогов ДОУ «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, сво...
Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, осво...
Консультация для педагогов "Как познакомить дошкольников с историческим прошлым России"
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет ак...
Консультация "Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России"
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу....