"Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста"
материал
Педагогическая находка:
«Использование кругов Луллия в работе с детьми
дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Именно поэтому важно не упустить этот период для развития творческого потенциала ребенка. В это время ум ребенка не ограничен традиционными представлениями. Это позволяет ему фантазировать, изобретать, примечать то, на что взрослые уже не обращают внимание.
Есть много методик, помогающих развить логические мыслительные и творческие способности ребёнка.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей педагогической находке. Это использование кругов Луллия в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.docx | 70.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка:
«Использование кругов Луллия в работе с детьми
дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Именно поэтому важно не упустить этот период для развития творческого потенциала ребенка. В это время ум ребенка не ограничен традиционными представлениями. Это позволяет ему фантазировать, изобретать, примечать то, на что взрослые уже не обращают внимание.
Есть много методик, помогающих развить логические мыслительные и творческие способности ребёнка.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей педагогической находке. Это использование кругов Луллия в развитии дошкольников.
В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Этот механизм от использовал для открытия новых истин и умозаключений.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили применить его в образовательной деятельности с дошкольниками. На его основе ученые разработали методику для детского сада - «Круги Луллия».
Центральное место в ней занимает одноименное многофункциональное пособие - круги Луллия. С помощью их стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Могут быть использованы для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделен на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5 – 6 лет берут два – три – четыре круга 6-8 секторов на каждом.
В своей практике я представляю круги Луллия как чудесные и загадочные круги. В работе использую пособие с двумя или тремя кругами по 6-8 секторов. Сменные картинки храню в отдельных конвертах. Это позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок, раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
• На развитие воображения, фантазии и творчества.
Авторы методики ТРИЗ предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например,солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например, солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно изменяют картинки на кругах, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Круги Луллия обеспечивают интеграцию всех образовательных областей. В своей практике я использую круги Луллия как в ООД, так и в индивидуальной работе с детьми.
Существует множество вариантов игры с кругами Луллия. Это зависит от возраста детей, поставленных задач, изученного или изучаемого материала.
Например, в познавательном развитии при ФЭМП это пособие мне позволяет:
упражнять соотносить цифру и количество предметов;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание;
- закреплять умение различать цвета;
- умение соотносить предмет и цвет;
- закреплять умение различать и называть пространственные отношения: справа – слева
- развивать пространственное мышление
Игры на ознакомление детей с окружающим миром нацелены на формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Использование игры при речевом развитии позволяет обогащать пассивный и активный словарь ребенка; формируют способность решать проблемные ситуации; способствуют развитию связной речи.
Использование кругов Луллия по художественно-эстетическому развитию позволяет закрепить цвета, узнать какие краски надо смешать для получения определённого оттенка.
При использовании кругов Луллия по физическому развитию. Помогает закрепить виды спорта, название спортивного инвентаря, получить представление о вредных и полезных продуктах питания и др.
В социально-коммуникативном развитии данная методика даёт богатые возможности для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивного отношения к различным видам труда и творчества..
Использование кругов Луллия – одно из интересных направлений в педагогике. Они позволяют активизировать деятельность детей, учитывать их индивидуальные особенности.
Детям моей группы очень нравится данное пособие, и я думаю в дальнейшем оно позволит расширить кругозор детей, сформировать прочные знания.
Использование кругов Луллия в этом учебном году у моих воспитанников старшей группы позволило повысить уровень творческого мышления, основными показателями которого является: умение рассуждать и прослеживать причинно-следственные связи, а также способствовало формированию находчивости, внимательности, сообразительности.
Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...
Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".
Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...
Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии Утренний круг в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии "Утренний круг" в работе с детьми дошкольного возраста"...
Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»
Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...
Применение технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в работе с детьми дошкольного возраста (по методике Гришаевой Н.П.)
Делюсь с коллегами вариантами бесед по технологии "Ежедневный рефлексивный круг"...