Статья "Использование сказочных сюжетов в экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста".
статья по окружающему миру (средняя группа)
Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение. Сказка очень близка каждому ребенку, в ней присутствуют простые и понятные для ребенка образы. Ребенок чувствует настроение персонажей, с радостью окунается в сюжет сказки и неожиданно для себя открывает новые знания. С помощью сказки мы можем познакомить детей с любыми предметами живой и неживой природы, и провести нужное исследование. А благодаря сказочному волшебству и детской фантазии мы можем легко «оживить» изучаемый материал и познакомиться с его свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_skazochnyh_syuzhetah_eksperimentirovanie.docx | 28.41 КБ |
Брошюра "Использование сюжетов сказок в экспериментировании" | 14.91 КБ |
Презентация к проекту | 2.05 МБ |
Паспорт проекта | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказочных сюжетов в экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Нина Владимировна Полюх
воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска
детский сад № 127 «Берёзка»
kartinishe117@mail.ru, 89041310446
На сегодняшний день многие педагоги детских садов ищут новые, продуктивные подходы в образовании. Воспитатели озабочены поиском нетрадиционных путей, благодаря которым можно сделать занятие с детьми увлекательным и интересным; как просто и доступно, в игровой форме дать детям новые знания, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. Педагоги вновь и вновь стараются подойти к обучению необычно, непривычно и занимательно.
Я, в свою очередь, продолжая работать в направлении познавательно-исследовательской деятельности, рискнула попробовать с детьми данный способ: экспериментирование с использованием сказочных сюжетов.
Очень важным моментом в познавательно-исследовательской деятельности является эмоциональное переживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. В работах А.В. Запорожца и Я.З. Неверович показано, что детская эмоция позволяет выразить собственное отношение и раскрыть смысл происходящего для ребенка. В своей работе с детьми по экспериментированию я активно использую сказочные сюжеты, которые не только вызывают эмоциональные переживания, но и способствуют изучению различных процессов преображения.
Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение. Сказка очень близка каждому ребенку, в ней присутствуют простые и понятные для ребенка образы. Ребенок чувствует настроение персонажей, с радостью окунается в сюжет сказки и неожиданно для себя открывает новые знания. С помощью сказки мы можем познакомить детей с любыми предметами живой и неживой природы, и провести нужное исследование. А благодаря сказочному волшебству и детской фантазии мы можем легко «оживить» изучаемый материал и познакомиться с его свойствами.
Работая над темой, я убедилась, что данное направление является новым для детей и очень интересным. Эта тема актуальна еще и потому, что сказка всегда может оказаться большим помощником, как средство воспитания и обучения детей.
Целью работы является создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование, используя сказочные сюжеты.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность. Познакомить детей со свойствами разных веществ (воды, песка, магнита, камня, дерева, металла).
- Развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
- Приобщать родителей к совместной экспериментальной деятельности.
На подготовительном этапе работы мною подобраны сюжеты известных народных сказок, которые знакомы всем детям (например, «Репка», «Колобок», «Красная шапочка», «Лиса и заяц», «Три поросёнка», «Снегурочка», «Федорино горе», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.); составлена картотека игр – экспериментов с использованием сказочных сюжетов, а также подобран дидактический материал к их проведению.
Перспективный план проведения экспериментов на основе сказочных сюжетов составлен в соответствии комплексно-тематическим планированием.
Экспериментальная деятельность с детьми используется во всех видах организованной и совместной деятельности детей и взрослых, а также как самостоятельная деятельность.
Организация экспериментальной деятельности по сюжетам сказочных приключений способствует тому, что ребенок из простого слушателя превращается в активного участника. Подобная организация экспериментирования дает ребенку возможность стать автором или участником своей, новой сказки. Кроме того, в результате таких активных действий ребенок, сам того не замечая, получает массу новых знаний. И, как следствие, такой вариант деятельности положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, и, конечно, на их общем развитии.
Особенно хотелось отметить то, что знакомую сказку мы использовали как основу, в которой дети уже знакомы с персонажами и сюжетом. И чтобы превратить нашу сказку в приключение, мы меняем сюжет. Например, в сказке время года лето, а мы меняем его на зиму, отсюда и вопрос: Что будет если…? Затем сказку дополняем возможными последующими событиями, после этого проводим эксперимент и наглядно убеждаемся (или наоборот) в своих предположениях, смотрим на результат. На таких «сказочных занятиях» дети начинают мыслить нестандартно, у них играет фантазия и, зачастую, они сами становятся инициаторами проведения опыта.
Итак, приведем примеры использования сказочных сюжетов для организации экспериментов.
Всем известная сказка «Красная шапочка».
Изменение сюжета: Красная шапочка пошла не через лес, а по берегу речки. Сначала она шла по сухому песку, он рассыпался под ее ногами, даже следов от ее ног не оставалось. Красная шапочка наслаждалась природой, солнышком и ни о чем не подозревала, пока не спустилась ближе к воде. Возле воды песок был мокрый, и она увидела на нем следы…. Но зря девочка боялась, волк оказался добрый, и они некоторое время решили поиграть на берегу, построить замки из песка. (Волк из сухого, Красная шапочка из мокрого.)
Проблема: Почему сухой песок сыплется? Почему на сухом песке не видны были следы? Почему сухой песок не лепится?
Задачи: определить свойства песка, дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Выводы: «Свойства песка» (песок состоит из множества отдельных песчинок-кристаллов; бывает сухой и мокрый; песок сыпучий; песок впитывает воду и хорошо лепится, принимает любую нужную форму); «Следы на песке» (на сухом песке отпечатков не видно, на мокром песке остаются более четкие следы и отпечатки).
Сказка «Три поросенка».
Дополнение сюжета: Поросёнок Наф-Наф строил свой каменный дом. Дом его находился на берегу реки. Но стоит сказать, что Наф-Наф был хоть и серьезным поросенком, но тоже любил поиграть. Больше всего ему нравилось пускать бумажные самолетики. Однажды, проходя по мостику через речку, он решил запустить самолетик прямо с моста, и не заметил, как его тачка, полная камней, перевернулась, и все камни полетели в воду. А самолетик приземлился на воду, но не утонул, а держался на воде. Наф-Наф был умный поросенок, и не стал ждать, всплывут ли камни на поверхность воды или нет. Он точно знал, что они останутся на дне…. А самолетик так и держался на воде.
Проблема: Почему камни утонули? Почему не утонул бумажный самолетик? Какой формы камень?
Задачи: дать представление о свойствах камней.
Выводы: бумага лёгкая, не тонет в воде; камни тяжелые. Камни имеют различную форму, разные цвета; бывают шероховатые и гладкие.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Изменение сюжета: Если дело происходило не летом, а зимой, и Иванушка, наигравшись на снежной горке, захотел пить. Он знает, что снег - это тоже вода. И решил съесть немного снега.
Проблема: Почему нельзя есть снег?
Задачи: познакомить детей со свойствами снега, дать представление детям о том, что снег на улице очень грязный.
Выводы: снег холодный, белый, хрупкий, мягкий, в тепле тает, легко лепится. Снег есть нельзя, он очень грязный.
Сказка «Три поросёнка».
Придумаем продолжение сказки: Старший поросёнок доказал младшим братьям, что не нужно лениться, а к любому делу нужно подходить серьезно, чтобы результат всегда радовал. Поросята поняли это, когда их спас крепкий дом Наф-Нафа, и просили его научить их чему-нибудь полезному и интересному. Наф-Наф предложил начать учиться с малого, хотя бы забивать гвоздики и закручивать гаечки. Самый младший хотел скорее начать тренироваться, взял все винтики и побежал на полянку, где ему никто не будет мешать. Он так торопился, что по дороге рассыпал все винтики и гаечки прямо в песок. И чем больше он старался их собрать, тем больше они от него прятались в песке.
Проблема: Как же помочь поросенку найти все гаечки и винтики? (Как найти металлические предметы?)
Задача: уточнить представления о свойствах магнита.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
Сказка «Снегурочка».
Изменение сюжета: Решили Дед и Баба слепить себе дочку-девочку летом, а не зимой. Или, когда растаяла Снегурочка, решили слепить из чего-нибудь другого.
Проблема: Почему растаяла Снегурочка? Куда она исчезла, или во что превратилась? Из чего можно слепить (Снегурочку, дочку), чтобы она не растаяла?
Задача: дать представление детям, что со временем может меняться внешний вид предмета, его свойства; выяснить, что станет с вылепленными «Снегурочками» (из соленого теста, пластилина, снега и песка) через некоторое время, если они будут стоять под солнечными лучами в тепле.
Вывод: В результате эксперимента «Снегурочка» из снега растаяла и превратилась в воду, после чего испарилась. Из мокрого песка «Снегурочка» стоит, но уже не пластичная, влага испарилась, песок высох и начал рассыпаться. Из пластилина «Снегурочка» почти не изменилась, и из теста тоже высохла, но не изменилась. Поэтому сделаем вывод, что «Нетающих Снегурочек» можно слепить из пластилина и из соленого теста.
Сказка «Федорино горе».
Изменение сюжета: Вспомним, какая посуда ушла от Федоры (сито, корыто, ложки, вилки, кружки, тарелки, и даже деревянная разделочная доска)? Когда посуда возвращалась, она сбилась с пути и дорога привела их к небольшому прудику.
Проблема: Смогут ли предметы посуды переплыть пруд? Или как им перебраться на другой берег?
Задачи:
1. Определить свойства предметов – тонет, не тонет (металл, фарфор, дерево).
2. Дать представление детям о том, что металлические предметы тяжелые, и тонут. А деревянные - нет.
3. Подвести детей к самостоятельному выводу (Посуде может помочь деревянная разделочная доска и/или корыто).
Вывод: металлические предметы, фарфор тонет, дерево не тонет.
Таким образом, в процессе работы, используя сказки, я заметила, что у детей заметно вырос интерес к познавательным занятиям, дети с большим желанием участвуют в обсуждении, выдвигают свои предположения. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес и, конечно, развивается логическое мышление.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
- Все сказки К.Чуковского. Читают ребята из детского сада / ред.: Г. Коненкина. Ю.Устинова. – М.: Издательство «Малыш», 2013.
- Даль В.И. Сказки. Серия «Внеклассное чтение». – Художник Е.Трегубова. – М.: Стрекоза, 2013.
- Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 304С. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка / ред. Н.В.Мартынова. – М.: Издательство «Советская Россия», 1989.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
- Три поросёнка (Лучшие сказки мира). – Художники О. Попугаева, Д. Непомнящий. – СПб., «Издательский Дом «Нева», М., «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003. – 64 с.
- Ш. Перро. Красная шапочка. Перевод с фр. под ред. С.Маршака – М.: «Детская литература», 1983.
Предварительный просмотр:
Сказка (сюжет сказки). | Проблема | Цель эксперимента. | Эксперимент. Выводы. |
Сказка «Красная шапочка» | Почему сухой песок сыплется? Почему на сухом песке не видны были следы? Почему сухой песок не лепится? | 1. Определить свойства песка 2. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки | «Свойства песка» -Песок состоит из множества отдельных песчинок-кристаллов. - Бывает сухой и мокрый. - Песок сыпучий. - Песок впитывает воду и хорошо лепится, принимает любую нужную форму. «Следы на песке» - На сухом песке отпечатков не видно. На мокром песке остаются более четкие следы и отпечатки. |
Сказка «Три поросенка» | Почему камни утонули? Почему не утонул бумажный самолетик? Какой формы камень? | Дать представление о свойствах камней. | «Свойства камней» - Камни бывают тяжелые и легкие, в зависимости от размера. Бумага легкая. -Камни имеют различную форму -Камни имеют разные цвета; бывают шероховатые и гладкие. -В воде камни могут менять цвет. |
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Почему нельзя есть снег? | Познакомить детей со свойствами снега. Дать представление детям о том, что снег на улице очень грязный. | «Свойства снега» - Снег холодный, белый, хрупкий, мягкий, в тепле тает, легко лепится. - Снег есть нельзя, он очень грязный. |
Сказка «Три поросёнка». | Как же помочь поросенку найти все гаечки и винтики? | Уточнить представления о свойствах магнита | «Свойства магнита» - Магнит притягивает металлические предметы. |
Сказка «Снегурочка» | Почему растаяла Снегурочка? Из чего можно слепить девочку, чтобы она не растаяла? | Дать представление детям, что со временем может меняться состав предмета, его свойства, внешний вид. | - Из теста «Снегурочка» не растаяла, но немного покосилась. - Из снега «Снегурочка» растаяла, потому что снег в тепле тает и превращается в воду. - Из песка высохла и развалилась. - Из пластилина почти не изменилась. |
Сказка «Федорино горе». | Как посуде перебраться на другой берег? | Дать представление о том, что металлические предметы - тонут. А деревянные - нет. | Металлические предметы, фарфор тонет. Дерево не тонет. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в средней группе: «Использование сказочных сюжетов в экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста». | |||
Автор проекта: воспитатель Полюх Нина Владимировна | |||
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5лет | |||
Сроки реализации: 3 недели | |||
Объект исследования: вода, песок, магнита, камень, дерево, металл | |||
Тип проекта: познавательно-исследовательский. | |||
Место реализации: Детский сад №127. | |||
Цель: Познакомить детей со свойствами разных веществ: вода, песок, магнит, камень, дерево, металл. | |||
Задачи:
| |||
Подготовительный этап.
Материалы и предметы, необходимые для проведения экспериментов: - тазы, подносы, лупы (увеличительные стёкла), небольшие ёмкости для песка, воронка, пластиковые тарелочки, формочки для песка. - вода, - песок (крупный и мелкий), - камни разного цвета и размера, - предметы из дерева (разделочная доска), - предметы из фарфора (тарелки) - предметы из металла (ложки, вилки, ситечко, гайки, винтики, магнит) - бумага, - пластилин, - набор ингредиентов для приготовления солёного теста (соль, мука, вода). | |||
Ход проекта: | |||
Сказка (сюжет сказки). | Проблема | Цель. | Эксперимент. Выводы. |
Изменить сюжет сказки. КШ пошла не через лес, а по берегу речки, Сначала она шла по сухому песку, он рассыпался под ее ногами, даже следов от ее ног не оставалось. КШ наслаждалась природой, солнышком и ни о чем не подозревала, пока не спустилась ближе к воде. Возле воды песок был мокрый, и она увидела на нем следы…. Волк был добрый и они некоторое время решили поиграть на берегу, построить замки из песка. Волк из сухого, КШ из мокрого. | Почему сухой песок сыплется? Почему на сухом песке не видны были следы? Почему сухой песок не лепится? | 1. Определить свойства песка 2. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки | «Свойства песка»
«Следы на песке»
|
Изменим немного сюжет. Наф-Наф строил свой каменный дом. Дом его находился на берегу реки. Но стоит сказать, что Наф-Наф был хоть и серьезным поросенком, но тоже любил поиграть. Больше всего ему нравилось пускать бумажные самолетики. Однажды, проходя по мостику через речку, он решил запустить самолетик прямо с моста, и не заметил, как его тачка, полная камней, перевернулась, и все камни полетели в воду. А самолетик приземлился на воду, но не утонул, а держался на воде. Наф-Наф был умный поросенок, и не стал ждать, всплывут ли камни на поверхность воды или нет. Он точно знал, что они останутся на дне…. А самолетик так и держался на воде. | Почему камни утонули? Почему не утонул бумажный самолетик? Какой формы камень? | Дать представление о свойствах камней. | «Свойства камней»
|
| Почему нельзя есть снег? | Познакомить детей со свойствами снега. Дать представление детям о том, что снег на улице очень грязный. | «Свойства снега»
|
| Как же помочь поросенку найти все гаечки и винтики? (Как найти металлические предметы?) | Уточнить представления о свойствах магнита | « Свойства магнита»
|
А если изменим сказку? Решили Дед и Баба слепить себе дочку-девочку летом, а не зимой. Или когда растаяла Снегурочка, решили слепить из чего-нибудь другого | Почему растаяла Снегурочка? Куда она исчезла, или во что превратилась? Из чего можно слепить (Снегурочку, дочку), чтобы она не растаяла? | Дать представление детям, что со временем может меняться состав предмета, его свойства, внешний вид. Что станет с вылепленными «Снегурочками» через некоторое время, если они будут стоять под солнечными лучами в тепле. | « Свойства воды (снега)
|
| Смогут ли предметы посуды переплыть пруд? Или как им перебраться на другой берег? | Дать представление детям о том, металлические предметы тяжелые, и тонут. А деревянные - нет. Подвести детей к самостоятельному выводу (что им может помочь деревянная разделочная доска и корыто). | Определить свойства предметов – тонет, не тонет (металл, дерево, фарфор).
Ложки, вилки, ножи утонули. Кружки, тарелки утонули, сито утонуло. Корыто ( деревянная разделочная доска) держится на воде. Металлические предметы, фарфор тонет. Дерево не тонет. |
Подведение итогов:
В процессе реализации данного проекта путем экспериментирования дети познакомились со свойствами таких веществ, как вода (снег), магнит, песок, металл, дерево, камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опыту Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста"
консультация...
Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....
«Экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...