Адаптационный период
учебно-методический материал
Цикл занятий на период адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsykl_zanyatiy_v_period_adaptatsii.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны
Московской области”
(ШКОЛА № 1)
Структурное подразделение - дошкольное отделение
“Детский сад “Созвездие”
Цикл занятий по адаптации детей группы раннего возраста к детскому саду.
Подготовила воспитатель 1 кв.кат.:
Ергина И.Н.
Ребенок впервые переступил порог детского сада. Такой переход малыша в новую социальную среду первое время вызывает у него стрессовое состояние, которое может привести к эмоциональным нарушениям. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому вся работа в группе по адаптации детей к детскому саду строится на основе игры.
Предложенные занятия с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают возможности для самовыражения, помогают приобрести опыт общения с другими детьми и с взрослыми.
Цель: развитие коммуникативных навыков общения и эмоциональной сферы младших дошкольников в период адаптации
Задачи: 1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Помочь преодолеть стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду.
3. Помочь снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию.
4. Развивать игровые навыки, произвольное поведение.
5. Приучать адекватно реагировать на эмоции сверстников.
6. Развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей (умение договариваться, приходить к общему решению, помогать другому и учитывать мнение каждого).
7. Испытывать общую радость и переживания от совместных действий.
8. Развивать выразительность движений; общую моторику.
9. Учить правилам общения со сверстниками и взрослыми.
10. Формировать благоприятный психологический климат в группе.
Занятие №1 «Заинька - Зайка»
Задачи: создание у детей положительного эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, адаптация ребенка в коллективе сверстников, развитие мелкой и общей моторики.
Материал: большая мягкая игрушка - зайчик.
Ход
1. Приветствие «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки»
Дети держатся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются друг другу.
2. Основная часть
Сюрпризный момент - появление зайчика.
Педагог: «Посмотрите, кто к вам пришел в гости?». (Дети описывают игрушку - зайчика.) «Хотите с зайчиком поиграть? Только сначала нужно познакомиться».
Упражнение «Знакомство»
Дети сидят полукругом на стульях.
Педагог подходит к каждому ребенку и от имени зайчика говорит: «Привет, меня зовут Зайчик, а тебя как?»
Педагог. Мы поздоровались с зайчиком, а теперь наши пальчики хотят поздороваться друг с другом.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Пальчик, пальчик, где ты был? (Круговые движения большим пальцем.)
С этим братом в лес ходил (большой палец касается кончика указательного пальца,
С этим братом борщ варил (большой палец касается среднего - образуется кольцо,
С этим братом кашу ел (большой с безымянным,
С этим братом песню пел (большой с мизинцем).
Упражнение «Зайчата»
Педагог и дети, взявшись за руки, становятся в круг и имитируют движения по словам стихотворения:
Вышел зайчик погулять (шагают по кругу, взявшись за руки, Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Свои лапочки размять (встряхивают руками и слегка вращают по кругу, Ля-ля-ля…
Свои лапочки размять (встряхивают руками и слегка вращают по кругу, Ля-ля-ля…
Психогимнастика «Тихий час для зайчат»
Проводится под музыкальное сопровождение. Психолог играет роль мамы Зайчихи, дети - зайчат.
Наступил вечер, и мама Зайчиха позвала всех своих детей в домик. (Обнять детей, собрав всех вместе.)
Зайчата ложатся спать - каждый на свою кроватку. (Дети ложатся в удобном положении на ковре.)
Зайчата хотят спать. Зевают, потягиваются и засыпают. (Дети спокойно лежат.)
Наступило утро. В домик к зайчатам заглянуло солнышко и приласкало своим нежным лучиком детей. (Дети открывают глаза, потягиваются.)
Мама Зайчиха рада видеть своих детей. (Психолог улыбается, обнимает всех детей.)
3. Прощание «Воздушные поцелуи»
Занятие 2 «Кукла в гости к нам пришла»
Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру; развитие внимания и мышления.
Материал: кукла, чудесный мешочек с предметами по количеству детей
Ход
1. Приветствие
2. Основная часть
Сюрпризный момент
Педагог: - Здравствуйте, ребята. Я к вам сегодня пришла не одна. (Показать куклу). Знакомство с куклой
Это кукла наша. Ее зовут Наташа. А как вас зовут, ребята? (знакомятся)
Куклу любят все ребятки
С ней играть мы можем в прятки.
Можно дать покушать кашки,
Молоком поить из чашки.
Вот я ванну принесла
Кукла, мойся-ка сама.
- Как вы думаете, умеет кукла сама мыться? Давайте научим ее умываться.
Упражнение «Научим куклу умываться»
Водичка, водичка,
Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
(При проговаривании потешки дети выполняют соответствующие движения.)
Игра «Что в мешочке»
- Кукла принесла для нас волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит?
Дети достают по одному предмету и называют его. Рассматривают. Играют.
Игра «Карусели»
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
3. Прощание
Занятие 3 «Котик - Коток»
Задачи: создание у детей положительного эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, адаптация ребенка в коллективе сверстников; развитие мелких мышц рук, обучение понимать и повторять стихотворный текст, отгадывать загадки, побуждение детей к активной речи.
Материал: цветные карандаши, игрушка Котик, дорожки.
Ход
1. Приветствие
2. Основная часть
Отгадывание загадок
- Дети, отгадайте загадку.
У него нос в сметане и ротик. Отгадайте, кто это? (котик)
- У кого дома есть кот или кошка? Как их зовут? А вы хотите стать котиками? Я знаю о котике замечательный стишок-загадку.
Кто играется с клубком,
По снегу ходит босяком.
Лижет круглый свой животик –
Это наш пушистый… (Котик)
- Котики очень любят умываться. Как они это делают? (Дети показывают).
- Как котики ходят? (Дети показывают).
- Кис, кис, кис, идите сюда! Такие маленькие котики, наверное, любят играть. У меня есть для вас игрушки.
Упражнение «Цветные карандаши»
- А как котята играют с карандашами? Они умеют катать карандаши по полу. Давай поиграем карандаш, но не по полу, а между ладонями. Психолог показывает.
Сюрпризный момент - появление Котика
Педагог: Пока мы с вами играли, к нам пожаловал котик Мурзик (игрушка). Дети описывают игрушку.
Игра «Мур-мур», «Мяу-мяу»
Котик говорит: «Мур-мур» - дети «спят» (руки под щеку, закрыть глаза). Котик говорит: «Мяу-мяу» - дети хлопают в ладоши.
Упражнение «Котик танцует» (проводится под веселую музыку)
Котик ласково зовет детей, называя их по имени. Ребенок, чье имя назвал Котик, встает и пританцовывая идет к Котику, остальные дети хлопают в ладоши. Заканчивается игра танцем всех детей и Котика.
Упражнение на расслабление «Котик устал». Релаксация
Кошка с хвостиком играла
Вот так, вот так!
Веселилась, танцевала
Вот так, вот так!
А потом устала кошка
Вот так, вот так!
Отдохнуть легла немножко
Вот так, вот так!
Дети в удобном положении лежат на ковре, слушают музыку, отдыхают.
Котик просыпается, открывает глаза, потягивается. Прощается с детьми.
+❤ В Мои закладкИгровое занятие 4. Божья коровка.
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры,
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: игрушка божья коровка, большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики; чёрная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребёнка).
Ход занятия:
1) Приветствие «Здравствуй, солнце золотое».
Дети и родители сидят полукругом на стульчиках.
Педагог читает стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями, дети и родители повторяют.
Здравствуй, солнце золотое. Тянут рук к солнышку.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок. Покачиваются в стороны.
Здравствуй, маленький дубок. Приседают, изображая дубок.
Мы живём в одном краю, Хлопают в ладоши.
Всех я вас приветствую.
Педагог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Педагог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
2) Игра «Поймай жучка».
- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну – ка, попробуем её поймать!
Педагог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмём кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку? (дети вслед за психологом разжимают кулачки). Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки (дети вслед за педагогом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка).
3) Потешка «Божья коровка».
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями.
Улети на небо, Делают взмахи перекрещёнными
кистями рук.
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя.
Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.
Только не горелого! Грозят указательным пальцем.
4) Упражнение «Согрей божью коровку».
- Замёрзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием (дети дышат на ладошки: широко открывают рот и длительно произносят звук «А»).
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем её с ладошки (дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот; на выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки).
5) Игра «Божьи коровки и ветер».
- А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. Кружатся.
Божьи коровки, покажите мне ваши Показывают
Головки, носики, ротики, названные
Ручки-крылышки, ножки, животики. части тела.
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам (дети встают на четвереньки и ползают по полу).
- Подул злой, холодный ветер и перевернул жучков (дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками).
- Подул добрый, тёплый ветерок, помог перевернуться жучкам (дети снова встают на четвереньки и ползают).
- Тёплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели (дети медленно бегают , плавно машут руками, жужжат).
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки (дети бегут в объятия педагога, родителей).
6) Упражнение «Большие и маленькие».
Педагог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрёшки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки (дети выполняют задание).
7) Рисование «Украсим божью коровку».
- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая (дети вслед за педагогом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно).
Дети садятся за столы, психолог раздаёт краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок.
Дети вслед за педагогом обмакивают указательные пальцы в чёрную краску и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
8) Прощание.
- Божьей коровке у нас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
Занятие 5. Листопад.
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности. Повышенной двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
- развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы: большой зонт, магнитофон, кассета с записью шума дождя, с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа для каждого ребёнка; жёлтая, красная, зелёная гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка.
Ход занятия:
1) Приветствие
Педагог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
- Представьте, что мы идём гулять в осенний лес.
Дети выстраиваются в колонну. Педагог говорит:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно, не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ – топ – топ, Идут друг за другом.
Прямо по дорожке: топ – топ – топ,
Ну-ка веселее: топ – топ – топ,
Вот как мы умеем: топ – топ – топ.
Побежали ножки Бегут, стараясь
По ровненькой дорожке, не обгонять друг друга
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
(Игра повторяется 2 – 3 раза).
2) Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или даёт команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Можно барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульвелизатора. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта. (Игра повторяется 2 – 3 раза).
3) Упражнение «Листопад».
Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Педагог говорит:
- Представьте, что вы кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полёт листьев, плавно движутся под музыку. Педагог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Кружатся, изображая листочки.
Листья жёлтые летят, Подбрасывают листочки вверх.
Под ногой шуршат, шуршат, Ходят по листочкам.
Скоро станет голым сад. Ложатся на пол
и слушают музыку.
4) Рисование «Листопад».
Дети садятся за столы. Педагог раздаёт краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги. Все рассматривают рисунки, педагог хвалит детей за работу.
- Полежали на лесной полянке, отправились обратно по дорожке в детский сад.
5) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Занятие 6. Прогулка в осенний лес.
Задачи:
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- снижение излишней двигательной активности;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
- развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и пр.) местонахождение вещей;
- развитие общей моторики;
- развитие памяти, речи и воображения.
Материалы:
- картина или фотография «Осенний лес», игрушка ёж, куклы бибабо – лиса, волк, медведь; красный, жёлтый, и зелёный кленовые листья (для каждого ребёнка); красная, жёлтая, зелёная корзинки.
Ход занятия:
1) Приветствие (см. пред.).
2) Рассматривание картины «Осенний лес».
Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень.
3) Игра малой подвижности «По ровненькой дорожке».
- Давайте представим, что мы идём на прогулку в осенний лес. Дети встают друг за другом и идут по кругу. Педагог рассказывает потешку и показывает движение. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, Движутся обычным шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам, Движутся большими шагами.
По кочкам, по кочкам, Прыжки с продвижением вперёд.
По маленьким листочкам, Движутся мелкими шагами.
В ямку – бух! Приседают на корточки.
- Ну вот, мы в лесу. Нас должен встречать ёжик…Где же он? (Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ёжик. Игра повторяется 2 – 3 раза). Психолог рассматривает игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдёргивают руку, говорят, что ёжик колючий.
4) Заучивание стихотворения Б. Заходера «Ёжик».
Что ты, ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи!
5) Игра «Прятки».
Педагог объясняет. Как ёжик защищается от своих соседей, предлагает детям поиграть. Дети, изображая ежей, ползают на четвереньках. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно. Игра повторяется 2-3 раза.
6) Задание «Определи по цвету».
- Ёжик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Педагог даёт каждому ребёнку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки: красную, жёлтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
7) Игра «Ёжик».
Педагог предлагает спеть ёжику песенку. Выбирается ребёнок, который будет изображать ёжика. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Педагог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
Ёжик, ёжик – мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к ёжику. Игра повторяется 2-3 раза.
8) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Занятие 7. Мячик.
Задачи:
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- развитие ориентации в пространстве;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
- большой мяч, матерчатый мешок, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик.
Ход занятия:
1) Приветствие
Педагог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. (Дети выполняют задание).
- Покажите рукой форму мяча (дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно).
2) Рассказ стихотворения «Мой весёлый звонкий мяч».
Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение. (Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют вслед за педагогом стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч» С. Маршака и ритмично шлёпают по мячу сначала одной, потом другой рукой). Родители кладут свою ладонь на ладошку ребёнка и помогают ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
3) Игра «Мячики».
А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя ты будешь мячиком какого цвета? И т.д. (Дети рассматривают свою одежду и называют цвета).
- Я буду играть с мячами: легонько шлёпать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.(Психолог, рассказывая стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч», поочерёдно кладёт ладонь на голову каждого ребёнка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: не угнаться за тобой – дети от психолога убегают к родителям. Игра повторяется и дети убегают от родителей к педагогу).
4) Игра «Прятки».
Педагог читает стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: не угнаться за тобой – дети разбегаются и прячутся. Психолог ищет детей, Найденный ребёнок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом и т.д.).
- Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть, Закройте глаза, а мячик спрячется. (Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде педагога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался»).
5) «Чудесный мешочек».
Педагог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся мячик и кубик.
- В этом мешочке спрятался маленький мешочек. Вам нужно его найти на ощупь, не заглядывая в мешочек.(Дети поочерёдно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика).
6) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, что им больше всего понравилось на занятии.
- Наша игра заканчивается, Давайте скажем друг другу «спасибо» за весёлую игру. До свидания!
Занятие 8. Зайка
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе,
- развитие умения подражать движениям взрослого,
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики,
- развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции,
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности,
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы и оборудование: игрушечный заяц, аудиозапись быстрой музыки, матерчатый мешочек с муляжами овощей, бумага для рисования, гуашь, ножницы.
Ход занятия:
1) Приветствие «Назови своё имя».
Педагог предлагает поочерёдно каждому ребёнку прокатить мячик и назвать своё имя.
2) Игровое упражнение «Лепим зайца»
- Дети, какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу: давайте соберём побольше снега и начнём лепить.
Все делают вид, что сгребают снег ладошками. Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, Имитируют лепку.
Ушки сделали потом, Изображают уши, прикладывая
кисти рук к голове.
И как раз вместо глаз Подносят к глазам указательный
и большой пальцы, соединённые
Угольки нашлись у нас. в кольцо.
Зайка вышел как живой: Ритмично хлопают в ладоши.
Он с хвостом и головой. Приседают, качают головой.
За усы не тяни: Показывают усы, грозят
Из соломинок они, указательным пальцем.
Длинные, блестящие, Ритмично хлопают в ладоши.
Словно настоящие!
3) Игра - потешка «Зайка серенький сидит».
Педагог показывает детям игрушечного зайца.
- А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!» Дети выполняют задание.
- Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит Садятся на корточки.
И ушами шевелит
Прикладывают кисти рук
к голове.
Вот так, вот так, Сгибают и разгибают ладони.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Встают.
Надо лапочки погреть: Ритмично хлопают в ладоши.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать: Прыгают на месте.
Прыг-скок, прыг-скок,
Надо зайке поскакать.
4) Подвижная игра «Лиса идёт».
Психолог показывает детям игрушечную лису и говорит:
- Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится, и вы услышите слова: «Лиса идёт», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится того лисичка увидит.
Педагог включает и выключает музыку несколько раз и по окончании игры хвалит детей:
- Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками.
5) Игра «Волшебный мешочек».
Педагог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи.
- Зайчик принёс с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи. Педагог достаёт овощи, дети рассматривают.
- А какой овощ зайчик любит больше всего? Правильно, морковку. Подержите морковку в руках, потрогайте её пальцами. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я всё сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдёте морковку.
Дети поочерёдно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.
6) Рисование и аппликация «Корзина с морковкой».
7) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам ещё!»
Занятие 9. Теремок
Задачи:
- закрепление знаний детей о животных леса, сказочных героях сказки,
- развитие эмоциональной сферы ребёнка,
- активизация внимания, речи и воображения,
- преодоление страхов, негативизма,
Материалы и оборудование: мягкая игрушка мишка, «теремок», костюмы мышки, лягушки, зайца, медведя, волка, лисы; гуашь, ватные палочки, шаблоны теремков.
Ход занятия:
1) Приветствие с мячом.
Дети и родители сидят в полукруге на стульчиках. Психолог берёт в руки мяч, стучит им об пол и читает стихи.
Вот какой, вот какой
Мячик пёстрый, заводной.
Никогда не плачет, по дорожке скачет.
Мяч в руках я подержу
И ребятам покажу.
Кому дать? Кому дать?
Кто же будет мяч кидать?
Педагог по очереди прокатывает мяч каждому ребёнку и родителю, они прокатывают мяч обратно, называя своё имя.
Выходит из-за теремка мишка (игрушка) и со всеми здоровается. Дети здороваются и жмут мишке лапу.
2) Игра «Мишка спит».
- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг – это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?
Ребёнок, играющий роль медвежонка, берёт мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Педагог, дети и родители водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.
Громко не кричите, мишку не сердите,
Тихо подходите, ласково будите.
Все подходят к медвежонку и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.
- Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.
Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.
Игра повторяется 2-3 раза.
3) Инсценировка «Теремок» (показывают дети подготовительной группы).
Мишка: а сейчас, ребята, после того как мы поиграли, я хочу вас пригласить в сказку «Теремок».
4) Игра «Мишка косолапый».
- Спасибо, зверята, за сказку, а сейчас вставайте вместе с нами играть (все встают в круг).
Педагог рассказывает потешку и показывает движения, дети повторяют за ним.
Мишка косолапый по лесу идет, Имитируют походку
медведя
Шишки собирает, песенки поет. Наклоняются, «собирают
шишки»
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб, Хватаются за лоб
Мишка рассердился и ногою - топ! Топают ногой.
Игра повторяется 2-3 раза. «Звери» прощаются, благодарят и уходят.
5) Рисование ватными палочками «Украсим теремок».
- Ребята, вам понравилась сказка? А какой в сказке красивый расписной теремок! Вы хотите нарисовать такой же теремок? Тогда давайте будем рисовать.
Дети садятся за столы, на которых находится гуашь, ватные палочки, шаблоны теремков. С помощью ватных палочек дети украшают свои «теремки». Если детям сложно, помощь оказывают родители.
6) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
- Наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам «спасибо» за весёлые игры. До свидания!
Занятие 10. Мишка.
Задачи:
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи, воображения.
Материалы и оборудование: игрушечный медвежонок, магнитофон, запись спокойной музыки, гуашь жёлтого цвета, листы с изображением банки.
Ход занятия:
1) Приветствие
Педагог показывает игрушечного медвежонка и просит детей внимательно послушать, что он скажет:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя-Топтыгин. А как вас зовут?
Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку.
2) Хороводная игра «Медвежонок спит».
- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг — это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?
Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.
Педагог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.
Громко не кричите, Мишку не сердите,
Тихо подходите, ласково будите.
Дети и психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.
- Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.
Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли медвежонка, можно предложить лечь в круг сразу нескольким детям. На детско-родительском занятии ребенок, Изображающий медвежонка, входит в центр круга со своей мамой и садится к ней на колени. В конце игры взрослые водят хоровод вокруг прижавшихся друг к другу и сладко посапывающих «медвежат».
3) Пальчиковая игра «Как под горкой снег».
Психолог укладывает игрушечного медведя на бочок
и говорит:
- Все медвежата уже проснулись, а Мишка все спит. Давайте расскажем про него стишок.
Дети садятся на стульчики. Педагог рассказывает стишок и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Как по горкой Подставляют ладонь под кулачок.
Снег, снег, Опускают руки, шевелят пальцами.
И на горке Кладут ладонь на кулачок.
Снег, снег, Опускают руки, шевелят пальцами.
А под снегом Подставляют ладонь под кулачок.
Спит Кладут ладони, сложенные
«лодочкой», под щеку.
Медведь. Разводят руки в стороны,
переступают с ноги на ногу.
Тише, тише, Подносят к губам указательный палец
одной, затем другой руки.
Не шуметь. Грозят указательным пальцем.
Игра повторяется 2-3 раза.
4) Подвижная игра «У медведя во бору».
Дети идут к «медведю», напевая песенку:
У медведя во бору
Я гуляю и пою,
Медведь, вставай, Из берлоги вылезай!
Когда «медведь» начинает рычать, дети прячутся в широко раскрытых объятиях родителей, затем педагога.
Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог поднимает игрушечного медведя: - Кто меня будит? Кто мне спать мешает? Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать. Спасибо за то, что разбудили!
5) Игра «Мишка косолапый».
Педагог рассказывает потешку и показывает движения, дети повторяют за ним.
Мишка косолапый по лесу идет, Имитируют походку медведя
Шишки собирает, песенки поет. Наклоняются, «собирают шишки»
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб, Хватаются за лоб
Мишка рассердился и ногою - топ! Топают ногой.
Игра повторяется 2-3 раза.
6) Рисование «Банка с мёдом».
Дети садятся за столы, на которых находятся гуашь, кисточки (поролоновые тампоны) и листы с изображением банок.
- Ребята, наш Мишка проголодался. Что медведи любят больше всего? Правильно, мед. Мишка принес пустые банки и просит налить ему меда. Вы хотите угостить его? Тогда нужно раскрасить банки. Какого цвета мед? Какого цвета нужно взять краску? Правильно, желтого. Раскрашивайте так, чтобы ни одна капля мимо банки не упала!
Дети закрашивают банку желтой краской и дарят свои рисунки «медведю».
7) Прощание.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
- Наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам «спасибо» за игры, и за угощенье. До свидания!
На повторных занятиях детям предлагается: слепить для Мишки конфеты из пластилина и завернуть их в фантики; «угостить Мишку клубничным вареньем», закрасив банку красной краской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение
Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение...
Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"
Данный материал позволяет облечить адаптационный период ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале описывается ...
Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.
Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...
Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации сни...
Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются фак...
Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....