Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
учебно-методический материал

Смирнова Татьяна Николаевна

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы воспитателю.

Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.

Период адаптации детей первой младшей группы.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют) .

Типы адаптации:

 благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;

 условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2, 5-ой месяцев) ;

 неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

 В адаптационный период отдается предпочтение индивидуальным формам работы с малышом.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

 хороший аппетит

 спокойный сон

 охотное общение с другими детьми

 адекватная реакция на любые предложения воспитателя

 нормальное эмоциональное состояние

 Игры в адаптационный период.

     Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

     Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

  Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

 сюжетные

 игры с водой, с песком

 пальчиковые игры

 игры с дидактическими игрушками

 игры-забавы

 Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Главной фигурой и центром внимания для  детей всегда остаётся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Приме игр в адаптационный период:

«Иди ко мне.»

 Ход игры: взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его е себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл! » Игра повторяется.

«Пришел Петрушка.»

 Материал: петрушка, погремушки.

 Ход игры: воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки, радуются.

«Мыльные пузыри.»

 Ход игры: Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснуться земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать пузырь.

 (Напрягать мышцы рта очень полезны для развития речи) .

«Хоровод.»

 Ход игры: Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

 Вариант игры:

 Вокруг розовых кустов,

 Среди травок и цветов,

 Водим, водим хоровод.

 Как заканчиваем круг,

 Дружно прыгаем мы вдруг.

 ГЕЙ!    Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.

«Покружились.»

 Материал: два игрушечных мишки.

 Ход игры: воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.

 Я кружусь, кружусь, кружусь,

 А потом остановлюсь.

 Быстро – быстро покружусь,

 Тихо – тихо покружусь,

 Я кружусь, кружусь, кружусь,

 И на землю повалюсь!

«Прячем мишку.»

 Ход игры: воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? », ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку! » Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.

«Поезд.»

 Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и всё начинаются двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время опять отправляется в путь.

 Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Догонялки (проводится с двумя – тремя детьми) .

 Ход игры: кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

«Солнечные зайчики.»

 Материал: маленькое зеркальце.

 Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

 Солнечные зайчики

 Играют на стене.

 Помани их пальчиком,

 Пусть бегут к тебе!

 По сигналу «Лови зайчика! » дети пытаются его поймать.

 Игру можно повторить 2-3 раза.

«Кто в кулачке?»

 Ход игры: воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придётся помочь ему убрать большой палец в кулак.  Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.

 Кто залез ко мне в кулак?

 Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)

 Ну-ка, ну-ка, вылезай!

 Это пальчик? Ай-ай-ай!  (выставить вперёд большой палец)

«Игра с кистями рук.»

 Ход игры: (выполняя движения, воспитатель просит ребёнка повторить их) . Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя».   Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создаёт определённую последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.

 Приведённые ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребёнку.

«Покатаемся на лошадке.»

 Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени) .

 Ход игры: воспитатель сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) но-но.

    Ребёнок повторяет тихо: «нно-нно, беги лошадка! » (Сильнее раскачивает ребёнка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и чётко.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку.»

 Материал: воздушный шарик, вертушка.

 Ход игры: на уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дует на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел,

 и предлагает ребёнку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребёнок повторяет.

«Игра с куклой.»

 Материал: кукла.

 Ход игры: дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

 «Соберём игрушку.»

 Ход игры: пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

«Передайте колокольчик.»

 Материал: колокольчик.

 Ход игры: дети сидят на стульчиках полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звенит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени (или показывая рукой) .

«Зайка.»

 Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребёнок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поёт песенку:

 Зайка, зайка, что с тобой?

 Ты сидишь совсем больной.

 Ты не хочешь поиграть,

 С нами вместе поплясать.

 Зайка, зайка, попляши

 И другого отыщи.

 После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.

«Позови.»

 Материал: мяч.

 Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовёт: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовёт следующего ребёнка.

    Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

«Мяч в кругу.»

 Ход игры: дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Мы топаем ногами.»

 Ход игры: играющий становится в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении:

 Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

 Мы руки подаём.

 (Дети берутся за руки, образуя круг.)

 Мы бегаем кругом.

 Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».

создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Адаптация  детей к условиям дет. сада.Знакомство  с детским садом как ближайшим соц. окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр. предметами...

Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"

Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе

Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе....

тематическое планирование игр в период адаптации в первой младшей группе

Тематическое планирование игр в период адаптации в первой младшей группе...

Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются фак...

Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»

Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...