Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
учебно-методический материал
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют) .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Советы воспитателю.
Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Период адаптации детей первой младшей группы.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют) .
Типы адаптации:
благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2, 5-ой месяцев) ;
неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).
В адаптационный период отдается предпочтение индивидуальным формам работы с малышом.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
хороший аппетит
спокойный сон
охотное общение с другими детьми
адекватная реакция на любые предложения воспитателя
нормальное эмоциональное состояние
Игры в адаптационный период.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:
сюжетные
игры с водой, с песком
пальчиковые игры
игры с дидактическими игрушками
игры-забавы
Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Главной фигурой и центром внимания для детей всегда остаётся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Приме игр в адаптационный период:
«Иди ко мне.»
Ход игры: взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его е себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл! » Игра повторяется.
«Пришел Петрушка.»
Материал: петрушка, погремушки.
Ход игры: воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки, радуются.
«Мыльные пузыри.»
Ход игры: Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснуться земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать пузырь.
(Напрягать мышцы рта очень полезны для развития речи) .
«Хоровод.»
Ход игры: Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ! Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.
«Покружились.»
Материал: два игрушечных мишки.
Ход игры: воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро – быстро покружусь,
Тихо – тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь,
И на землю повалюсь!
«Прячем мишку.»
Ход игры: воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? », ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку! » Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.
«Поезд.»
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и всё начинаются двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки (проводится с двумя – тремя детьми) .
Ход игры: кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
«Солнечные зайчики.»
Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика! » дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
«Кто в кулачке?»
Ход игры: воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придётся помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулак?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперёд большой палец)
«Игра с кистями рук.»
Ход игры: (выполняя движения, воспитатель просит ребёнка повторить их) . Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создаёт определённую последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.
Приведённые ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребёнку.
«Покатаемся на лошадке.»
Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени) .
Ход игры: воспитатель сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) но-но.
Ребёнок повторяет тихо: «нно-нно, беги лошадка! » (Сильнее раскачивает ребёнка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и чётко.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку.»
Материал: воздушный шарик, вертушка.
Ход игры: на уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дует на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел,
и предлагает ребёнку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребёнок повторяет.
«Игра с куклой.»
Материал: кукла.
Ход игры: дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
«Соберём игрушку.»
Ход игры: пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
«Передайте колокольчик.»
Материал: колокольчик.
Ход игры: дети сидят на стульчиках полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звенит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени (или показывая рукой) .
«Зайка.»
Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребёнок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поёт песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.
«Позови.»
Материал: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовёт: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовёт следующего ребёнка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
«Мяч в кругу.»
Ход игры: дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
«Мы топаем ногами.»
Ход игры: играющий становится в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».
создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Адаптация детей к условиям дет. сада.Знакомство с детским садом как ближайшим соц. окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр. предметами...
Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"
Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...
Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе
Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе....
тематическое планирование игр в период адаптации в первой младшей группе
Тематическое планирование игр в период адаптации в первой младшей группе...
Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются фак...
Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...