Выступление на методическом объединении (ранний возраст)
учебно-методический материал

Ергина Ирина Николаевна

Инновационные технологии с детьми раннего возраста "Хеппиниг и сенсорные коробочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vistup._na.gmo_heppening_i_sens.kor_.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны

Московской области”

(ШКОЛА № 1)

Структурное подразделение - дошкольное отделение

“Детский сад “Созвездие”

Инновационные технологии

с детьми раннего возраста

“Хеппининг и сенсорные коробочки”

Подготовила воспитатель 1 кв.кат.:

Ергина Ирина Николаевна

Дубна, 2023

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Деятельность   по   экспериментированию  с материалами и веществами привлекательна для малыша именно  за  счёт того, что он имеет возможность действовать с предметами, получая удовольствие не только от процесса деятельности, но и от его результатов. Имеенно для этого в своей работе нужно применять инновационные технологии.

   Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств направленых на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личносном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Технология информационного обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология проэктного обучения.

4. Технология игрового обучения.

5. Здоровьезберегающие образовательные технологии.

6. Технология ТРИЗ -теория решения изобразительных задач.

7. Личносно-ориентированные технологии.

  В личностно-ориентированной технологии выделяем:

1. Хеппининг и сенсорные коробки.

2. Релаксация в системе кинезоологии.

3. Информационно-коммуникативные технологии.

4. Ковролинография.

5. Куклотерапия.

       Остановимся подробнее на теме хеппининга и сенсорнх коробочках.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

В своей педагогической практике с детьми раннего возраста я использую хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров. Например,        с детьми раннего возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование штампами;
  • рисование на песке;
  • рисование на сенсорной доске;
  • файл-art;
  • “Рыбья чешуя”.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

В совместной деятельности с малышами  чаще всего я использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:

  В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

  Ребенок учится работать с разными материалами.

  Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.

  В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.

  Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.

  Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

  В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.

  Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.

  Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

  Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

        Следущая технология про которую хочеться рассказать это сенсорная коробка.

     Сенсорная коробка – это многофункциональная, полезная и простая игра для детей разных возрастов. С их помощью дети развивают сенсорное восприятие окружающего мира. Ребенок получает как можно больше тактильных ощущений.

Задачи, которые мы ставим при игре в сенсорную коробку:

1. Развитие детей:

развитие сенсорных анализаторов;

развитие мелкой моторики;

развитие мышления;

развитие творческих способностей и креативности ребенка.

2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой:

ознакомление с цветовой палитрой;

с флорой и фауной;

с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).

3. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься:

воспитывать детскую самостоятельность и инициативу;

прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.

   Из чего сделать сенсорную коробочку?

    Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.

Это может быть:

- картонная  или деревянная коробка,

- пластиковый контейнер,

- миска,

- надувной бассейн,

- таз,

- поднос с бортиками.

Чем наполнить коробочку?

    Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.

1. Бобовые: фасоль, горох, чечевица.

2. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

3. Кофе молотый и в зернах, чай.

4. Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.

5. Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег,, мыльный раствор.

6. Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.

7. Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.

8. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

9. Природный материал: шишки, скорлупа, веточки.

Предметы, с которыми можно играть

- мелкие фигурки животных и людей,

- кубики,

- кольца,

- шарики,

- лоскуты,

- маленькие коробочки,

- камушки,

- игрушечные фрукты,

- искусственные и настоящие растения,

- деревянные буквы и цифры,

- лопатки, ложки, грабли,

- мисочки, чашки, щипцы,

- груша для воды, сито, воронка и др.
  Очень важно во время игры нужно придерживаться техники безопастности.

1. Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.

2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.

3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.

4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.


   Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

   Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.

   Для детей 3-5 летсенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.

    Для детей 5-7 летсенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.

Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем.

Например: цвет, форма и сортировка переметов, изучение времен года, транспорт, животные, фрукты и овощи.

Сенсорные коробочки и хеппининг – это интересно, полезно и увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Методическое объединение "Ранний возраст"

Материалы методического объединения по раннему возрасту....

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Выступление на методическом объединении на тему: «Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста»

Физкультурное занятие-это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность....

Выступление на методическом объединении групп раннего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №7»152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10.   Выступление на Методическом объединении групп ран...

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»...

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»

Доклад на выступление городского методического объединения на тему:  «Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»...