Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
опыты и эксперименты (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_gmo_may_2023_eksperimentirovanie_lukyanova.docx | 887.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Реутов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №1»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
143966, Московская область, Тел. 8(495)528-04-57
г.Реутов, ул.Лесная, д.12 e-mail: reut_schooll@mosreg.ru
Доклад на выступление
городского методического объединения
на тему:
«Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
Подготовил воспитатель:
Лукьянова С. Н.
г. о. Реутов, 2023г.
Оглавление
2. Примеры использования сказки как средства познавательного развития в группе раннего возраста 7
Список использованной литературы 29
Пояснительная записка
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Актуальность. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить его способности слышать, видеть, чувствовать, понимать? Рассматриваемый нами вопрос является интересным и актуальным. Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
Всем нам известно, что сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, мы наблюдаем положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес.
Играя, слушая сказку, ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент.
Целью нашей работы является : вовлечение детей в познавательно- исследовательскую деятельность при помощи сказочных персонажей.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственную зависимость, умения делать выводы;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Достоинства метода экспериментирования:
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, в том, что такая деятельность позволяет ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формирует познавательный интерес.
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
1. Использование сказки как средства для развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности
Младший дошкольный возраст является такой ступенью развития ребенка, на которой при помощи игр и занятий процессу познания можно придать яркую эмоциональную окраску. Творческое и ненавязчивое воздействие на чувства детей младшего дошкольного возраста, а также их фантазию и воображение, дают возможность сформировать у них представления об окружающем мире, величинах, формах, цветах, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и речь. В процессе манипулирования предметами и возникает познавательная активность, а также первые эмоциональные впечатления. Ребенок понимает, что мир − большой и многообразный, все процессы, предметы и объекты в нем находится в определенных зависимостях.
Задача педагогов в работе с детьми младшего дошкольного возраста − заложить первые ориентиры в окружающем его мире, развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, а через нее познавательную мотивацию, познавательные интересы детей.
Трехлетние дети имеют уже довольно много представлений об окружающем мире. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают названия предметов и объектов из своего окружения, а также некоторые свойства и качества предметов. Однако, данные представления непрочно закреплены в сознании младших дошкольников, и пока они еще слабо ориентируются в скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов (Кому они нужны? Как используются в жизни?).
В младшем дошкольном периоде выделяют 4 основных направления познавательного развития детей:
- знакомство с событиями, предметами, явлениями, которые находятся за пределами опыта, а также непосредственного восприятия детей;
- установление зависимостей между событиями, предметами, явлениями, благодаря чему в сознании ребенка возникает целостное представление об окружающем мире;
- удовлетворение первых проявлений детских избирательных интересов;
- развитие положительного и гуманного отношения к окружающей действительности.
Какова структура детского экспериментирования? Это:
1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5. Анализ полученного результата.
6. Формулирование выводов.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
2. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
3. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете.
4. Не сдерживайте инициативы детей.
5. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
6. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
7. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
8. Избегайте прямых инструкций ребенку.
9. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
10. Помогайте учиться управлять процессом мышления: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями, развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
11. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
12. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям.
13. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Процесс экспериментирования занимателен сам по себе. Но сделать его более увлекательным нам поможет сказка. Тем более что сказка – настоящий кладезь мудрости, это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
Кроме того, сюжет сказки, поступки героев можно использовать как средство мотивации детей к познанию тех или иных явлений.
2. Примеры использования сказки как средства познавательного развития в группе раннего возраста
На примере экологической сказки «Жил-был Прудик» рассмотрим, как привлечь внимание детей к поисково-исследовательской деятельности.
В нашей экспериментальной лаборатории живут дедушка Знай и его внук Почемучка. Они рассказывают экологические сказки, показывают забавные опыты и заинтересовывают детей каким-либо вопросом, предметом для того, чтобы вызвать у них познавательный интерес. Иногда дедушка Знай не дает ответы на детские вопросы, а предлагает спросить у мамы или папы и затем рассказать всем ребятам или нарисовать ответ вместе с родителями.
«Жил – был Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.
Задание: подуйте на воду в тазик так, как это делает ветер. Что стало с водой?
В Прудик попали мелкие камешки, галька, листья с деревьев, песок. Задание: бросайте в воду камешки, гальку и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки?
Задание: насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Что происходит с листьями в воде?
Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листья. Почему Прудик засмеялся?
Выглянуло солнышко, и Прудик рассмеялся еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они тоже смеялись и ели конфеты. А фантики бросали прямо в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него ведерко грязной воды. Задание: бросьте в таз фантики и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки, ракушки в пруду?
Прудику сделалось плохо. От грязи вода стала мутной, и он загрустил.
- Подумайте, что нужно делать, чтобы Прудику было хорошо?
- Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?
- Возьмите карточки и зачеркните рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в воду. Эти рисунки вы покажете своим друзьям и расскажете, как важно не загрязнять воду.»
Используя сюжеты знакомых детям сказок, удобно изучать свойства различных предметов. Рассмотрим несколько примеров:
Экологическая сказка «Приключения Капельки»
Жила-была маленькая водяная Капелька. Где была Капелька, там была вода. А где была вода, всем было хорошо. Радостно было растениям, и цветам хорошо было расти, а нам с вами купаться и пить воду.
Но вот однажды случилась с Капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз. Капелька замерзла. А без Капельки погибнут цветы и люди. Надо спасать Капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет Капельку.
Солнышко, отзовись! Красное, появись! (Дети зовут Солнышко).
Появляется Солнышко – маска из-за ширмы.
Солнышко. Здравствуйте, детки! Зачем меня звали, маленькие друзья? Иль, какая случилась беда?
Воспитатель. Солнышко! Мороз Капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Растения и люди не смогут жить без воды.
Солнышко. Я вам помогу, мороз разгоню и вашу капельку верну.
Солнышко танцует, крутится и появляется из-за ширмы Капелька.
Капелька. Здравствуйте, ребята! Я веселая Капелька, я очень вам нужна. Покапаю, покапаю – получится вода. А вы знаете, как я капаю?
Капелька. Дети, а сейчас послушайте, как журчит водичка.
Звучит аудиозапись журчания воды.
Воспитатель. Вот как красиво журчит вода.
Звучит аудиозапись голоса: «Пить, пить, пить».
Воспитатель. Ребята, кто-то просит пить. Поспешим на помощь. Да это же наши цветочки просят пить. Скорее поспешим, иначе они совсем погибнут! Что же нам надо сделать?
Капелька. А где же водичка?
Воспитатель (совместно с детьми опускают в воду бумажные цветы сложенные). А растения, что делают с водичкой?
Бумажные бутоны напитываются водой и под ее тяжестью раскрываются «оживают».
Воспитатель. Давайте и наши цветы на подоконнике польем водой.
Воспитатель. Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения и цветы. (Растения благодарят.) Ребята, мы напоили растения, а люди пьют воду?
Воспитатель. Вот у меня в банке чистая, прозрачная вода, ее можно пить. А в этой банке грязная вода, ее можно пить?
Воспитатель. Да, эта грязная вода никому не нужна.
Воспитатель раздает детям разноцветные губки, они обмакивают губки в воде, потом отжимают.
Воспитатель. Что это капает с губки?
Воспитатель. А как она капает?
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь вытирайте руки. Нам пора прощаться с нашей Капелькой. Она улетает на небо и вернется с дождиком.
Воспитатель убирает капельку за ширму.
Воспитатель. Дети, вам понравилась сказка про маленькую Капельку? Теперь вы знаете, что без воды не смогут жить растения и человек, а грязную воду пить нельзя.
Сказка о том, как Наташа спасла ежика от злых батареек
Наташа очень ждала выходной день, так как они договорились вместе с мамой и папой сходить в городской парк. Вот и наступило долгожданное воскресенье. Утро было солнечное и теплое. К сожалению, маму Наташи срочно вызвали на работу, но папа успокоил девочку, сказал, что втроем они сходят в следующее воскресенье, а пока они отправятся вдвоем и по дороге в парк, они купят орешков, чтобы покормить белочек. Белочки в парке были ручные и брали орешки прямо из рук.
В парке было уже много народу: родители с маленькими детишками, школьники, бабушки и дедушки. Кто катался на каруселях, кто отдыхал в беседках, кафе, а кто-то просто прогуливался по тротуарам. Наташа с папой пошли к тому месту, где обычно можно было увидеть белочек. Увидев зверька, Наташа взяла из пакетика несколько орешков в ладошку и протянула ее пушистой красавице, но белочка не взяла их. Она подбегала к девочке и тут же убегала назад. Потом останавливалась, видя, что Наташа с папой стоят на месте, подбегала к ним снова, и снова убегала.
- Папа, мне кажется, что-то случилась, и белочка просит нас пойти с ней и помочь, — сказала встревожено Наташа.
Папа взял дочку за руку, и они спешно пошли за белочкой. Белка прыгала с ветки на ветку все дальше и дальше, уводя их вглубь парка. Она останавливалась лишь посмотреть, идут ли люди за ней, и, удостоверившись в этом, продолжала двигаться дальше.
- Папа, послушай, — вдруг сказала Наташа. – Ты слышишь, как шумят деревья? Они шелестят и шепчут нам «Быстрее, быстрее, торопитесь». Папа, неужели ты не слышишь?
Папа прислушался, и они ускорили свой шаг.
- Папочка, кто-то плачет, сильно плачет. Пойдем скорее.
Папа Наташи ничего не слышал, но он доверился дочке и они уже бежали вслед за белкой. Вдруг белочка остановилась. Папа с Наташей увидели маленького ежика, который сидел на пенечке и плакал, он пытался с него слезть, но что-то ему мешало это сделать. Неподалеку девочка увидела ежиху и еще троих ежат. Мама ежиха тоже плакала, она не могла подойти и помочь своему малышу, ее что то сильно пугало.
- Что здесь происходит? – произнес папа. Сейчас он тоже услышал и плач ежей, и шепот деревьев и даже голос белочки, которая прыгнула ему на плечо и просила помочь своему другу ежонку, а еще он услышал, как кто-то шипит. Он сказал дочке, чтоб она оставалась на месте, а сам подошел ближе к пеньку. И тут он увидел три батарейки, которые лежали возле пенька и как только ежик пытался слезть с него, начинали шипеть и извергать неприятный запах и ядовитые вещества, которые отравляли не только воздух, но и просачивались в землю.
- Кто-то выбросил отработанные батарейки, и они могут отравить этого малыша, – сказал папа Наташе.
Девочка подбежала к пеньку и хотела взять их в руки, что бы вынести из парка и освободить ежика.
- Постой! – крикнул папа Наташе.
- Они что, могут меня укусить? – спросила девочка, одернув руку.
- Они могут навредить и тебе, – сказал папа. Он взял батарейки салфеткой, они шипели, пытались выпрыгнуть из крепких рук, но у них ничего не получилось. – Теперь нам быстрее надо отнести их и сдать в специальное место.
Ежонок, наконец-то, слез с пенька и побежал к своей маме. Как она была рада! Как были рады ежик и белочка! Они поблагодарили своих спасителей и скрылись в кустарниках…
- Папа, а почему батарейки такие злые? Ведь их ставят в фонарики, часы, пульты и они приносят пользу. Они же должны быть добрые.
- Батарейки полезные и добрые пока в них есть заряд, но как только он заканчивается в них, они начинают злиться и приносить вред природе, отравлять ее. Поэтому, когда они закончили работать, их нельзя выбрасывать, необходимо сдать их в переработку и они в таком случае, останутся добрыми, и не будут никому причинять вред.
Наташа шла, слушала папу и радовалась, что смогла помочь маленькому ежику и другим обитателям парка. Будет ли она помогать им дальше. Конечно, будет! А начнет она с того, что придет завтра в свой детский сад, расскажет эту историю и предложит своим друзьям все отработанные батарейки собирать в контейнер и сдавать в переработку.
О чем думал папа Наташи? Он гордился своей дочкой, гордился тем, что она может слышать и чувствовать природу. Он был уверен, что его Наташа вырастет хорошим добрым человеком.
Ребята из садика тоже захотели спасти ежей, и теперь все отработавшие батарейки собирают и сдают на перерабатывающий завод.
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Познакомившись с героями сказки, можно задуматься о том, как помочь героям перебраться через реку.
Опыт: В ёмкость с водой поочерёдно опускаем бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Мы увидим, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Делаем вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать.
Сказка «Мойдодыр» К. Чуковский.
Научить грязнулю умываться теплой водой. Для этого взрослый наливает из красного ведерка горячую воду, а дети добавляют из синих стаканчиков холодную. Затем купают «грязнулю».
Сказка «Доктор Айболит»
Даже самый малоактивный ребенок прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит, с интересом отправится в лабораторию, где будет проводить опыты с мылом и узнает еще много интересного о мыле!
Сказка «Репка»
Вспомнив сказку «Репка», мы с детьми решили тоже вырастить свой урожай. В самом начале нашей работы мы изучили внешний вид семян. Определили, какие растения мы будем выращивать на нашем огороде. Остановили свой выбор на картофеле и бархатцах (для высадки на клумбе). Затем стали выяснять, а как нам посадить семена, что для этого необходимо. Приготовили инвентарь: емкости для посадки, лейку с водой и конечно землю для посадки. Вместе с картофелем и бархатцами мы с детьми решили посадить еще и лук, так как это витамины, которых нам так не хватает весной. В ходе экспериментальной деятельности дети выяснили, что нужно растениям для роста и развития. Научились сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
Сказка «Волшебный воздух»
Интересно поиграть и с волшебником воздухом. Оказывается, воздух движется, его можно почувствовать и даже поймать. Воздух есть везде, без воздуха мы не сможем дышать.
- Сейчас я скажу волшебные слова и мы с вами превратимся в маленьких волшебников. Крибле крабле бумс!
- Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом) А сейчас с вами сделаем маленькое волшебство. Зажимаем ручками нос и рот. Как мы себя чувствуем? (плохо). Значит, зачем нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- А как вы думаете, где живет воздух? (он по всюду, вокруг людей, он невидимый и легкий)
- А как мы узнаем есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать). Эксперимент «Воздух может пахнуть».
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Воспитатель берет лист бумаги (1-2 ребенка)
- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)
Вывод: значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
2 бумажных кораблика опускаются в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут благодаря ветру. Что происходит с корабликами если ветра нет? А если ветер очень сильный? (начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (все действия продемонстрировать)
- С воздухом можно и поиграть:
«Надувание мыльных пузырей»
- Почему увеличился в размере пузырь? (туда проник воздух)
- Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)
- Почему одни пузырьки маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха.
- Ребята, а вы бы хотели увидеть воздух? На столе у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Дуем через соломинку сначала тихо. Что мы видим в стакане? (пузырьки) Что с ними происходит? (они поднимаются вверх) А почему? (потому что они легкие) А теперь мы дуем сильнее. Что происходит? (буря)
Опыт 2
ЧТО В ПАКЕТЕ? Выявить свойство воздуха: невидим, невесом, без запаха, не имеет формы.
Возьмем пакет. Что в нем? (он пуст)
- Его можно сложить несколько раз, посмотрите какой он тоненький. А теперь мы поймаем воздух в пакет и закроем его. Воздух занял все место в мешке (Взвешивают на руке – невесомый, рассматривают – невидимый). Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух (не имеет формы, без запаха). Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нем нет воздуха)
Звонкий, громкий и прыгучий, улетает аж за тучи.
И на радость детворе, звонко скачет во дворе. (мяч)
Какой он формы? Цвета? А что у него внутри? Давайте опустим его в воду. Мяч утонет? Почему?
Итог: Молодцы, ребята! Вам понравилось быть волшебниками? Но волшебство когда-нибудь заканчивается. И сейчас мы с вами превратимся в замечательных малышей нашей группы – девочек и мальчиков. И на память о нашем занятии я вам подарю воздушные шары.
Сказка «Снежные приключения»
Восп. Ребята, давайте мы с вами вспомним какое время года у нас на улице?
Дети: Зима.
Восп. Как вы узнали, что на улице зима?
Дети: Лежит снег. Одеваем теплую одежду. Катаемся на санках и лыжах.
Восп. Молодцы, все правильно сказали. А зимой еще можно поиграть со снего.
Слышат стук в дверь.
Восп. Кто там?
В группу заходит фокусник.
Фокусник: Добрый день ребята. Меня зовут Амаяк Акопян. Я не просто к вам пришел. У меня для вас есть сюрприз. Вы любите рисовать красками?
Дети: Да.
Фокусник: А рисовать мы будем не на бумаге, не на картоне и не на своих ручках. Разукрашивать мы будем снег. Согласны?
Дети: Да.
Ф.: Для этого нам надо набрать на улице снег. В не большие контейнеры и приготовить краски и кисти. А кто мне сможет сказать каким цветом у нас снег? Какой он на ощупь? Кокой он становится когда его занесут в помещение?
Дети: Белый, холодный, мокрый (тает).
Ф. : Правильно, а сейчас мы с вами его покрасим снег в разные цвета (Синий, красный, желтый, зеленый).
Дети под присмотром взрослых окрашивают снег в контейнерах, набрав краску на кисть.
Ф. : Дети, что мы с вами увидели? Снег может приобрести цвет той краски которая на него попадает. А мне пока идти к другим ребятам, я говорю вами до новых встреч.
Сказка «Зайкина морковка»
В гости к ребятам пришел зайка, который поведал им свою беду. Его детки долго болеют и он не знает, что делать. Дети с воспиталем приходят к выводу, что всем взрослым и детям нужно правильно питаться, чтобы в организме были витамины. Зайка смотрит в свою корзинку с запасами и находит в ней салфетки с контурами овощей и фруктов («завяли/испортились»). Ребята отправляются на поиски «живой воды». После того как ее нальют в тарелочки, опускают в воду салфетки (Предварительная работа с салфетками: берем бумажную салфетку и, отступив немного от нижнего края, рисуем фломастером овощи и фрукты разноцветными фломастерами, закрываем другой стороной салфетки).
Погружаем салфетку в воду, стараясь не касаться разноцветными отметками самой воды. Мы видим, как рисунок поднимается по салфетке- фрукты и овощи снова свежие и полны витаминов! Можно их отнести зайчатам.
Сказка «Приключения в цитрусовом царстве»
Столы в группе составлены кругом. Воспитатель приходит в группу в с волшебным мешочком в руках.
- У меня в мешочке лежит что-то интересное. Отгадайте, что это такое: «С оранжевой кожей, на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно. В нём полезный витамин, это спелый …апельсин!»
Сегодня мы с вами попали в апельсиновое царство и будем изучать апельсины! И узнаем много интересного! А вы знаете, что планете Земля апельсины растут очень давно. Родина апельсинов - Китай. Поэтому их так и называют: апельсин - китайское яблоко.
Беседа с детьми «Что за чудо – апельсин?»
Что вы знаете об апельсине? (Ответы детей) Апельсин это фрукт или овощ? Какой он? (Круглый, оранжевый, покрыт толстой кожурой, имеет яркий приятный запах). На что похож апельсин? (На оранжевый мячик, на яркое солнышко).
Свежие апельсины – это отличный десерт, который всем придется по вкусу. А что можно приготовить из апельсинов? (Сок, желе, варенье, джем, компот, мармелад, и много других очень вкусных вещей) (показ слайдов). А ещё у апельсина очень приятный запах, который может не только поднимать настроение, но даже отгонять болезни.
Но апельсин не только приносит пользу человеку, он может и навредить! У некоторых людей он может вызвать аллергическую реакцию. А если у тебя болит живот, то лучше не есть апельсин, и не пить апельсиновый сок! Но у нас с вами всё хорошо, и мы продолжаем.
Я знаю ещё один секрет про апельсины! Что вы делаете с кожурой, когда съедите апельсин? (Выбрасываем)
Давайте поэкспериментируем с апельсином!
Воспитатель просит детей подойти к столу. Возьмите апельсины. Какая у них кожура? (ответы детей: толстая, бугристая, шероховатая). А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать? Давайте проверим!
1 опыт «Тонет - не тонет»
Возьмите два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Возьмите очищенный апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Так происходит, потому что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды, потому что воздух легче воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что становится тяжелее воды.
2 эксперимент «Рассматривание и изучение апельсиновой дольки».
Дети, а какой апельсин на вкус? (Сладкий, кисло-сладкий) А еще апельсин называют сочным фруктом? Наверное, в нем много сока. Давайте проверим. Каждому ребёнку нужно разрезать апельсин на две половинки.
Дети давят сок из половинок апельсина, сжимая их руками в пластиковые тарелочки. Много сока получилось, поэтому апельсин называют сочным. Делаем вывод. Апельсин делится на дольки, каждая из которых наполнена соком.
3 опыт «Почему лопнул шарик?»
У каждого ребенка по воздушному шарику. Воспитатель предлагает детям на воздушный шарик брызнуть соком из кожуры апельсина.
Делаем вывод. Шарик лопнет, так как кислота разъела резину, из которой сделан шарик. Поэтому всегда, когда вы кушали апельсины, потом нужно умыть лицо и руки чистой водой.
4 опыт «Какой вкус у апельсина?»
На тарелочках разные виды цитрусовых и др. фрукты. Ребенок с завязанными глазами пробует их и ищет апельсин.
Русская народная сказка «Теремок»
«Стоит в поле Теремок, Теремок, он не низок не высок, не высок. Бежит мышка- норушка (игрушка - бибабо). Увидела Теремок, и захотелось ей в нем пожить. А Теремок-то не простой, чтобы мышке в него войти, ей нужно ключик найти, а он спрятан в горохе».
Проводится игра – опыт «Найди предмет».
Оборудование: поднос, миска с горохом, ключик и различные мелкие предметы.
Дети помогают мышке найти спрятанный в горохе ключ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли мышке найти ключик. Заходи, мышка, будешь теперь жить в Теремке.
Прискакала к Теремочку лягушка-квакушка (игрушка - бибабо). Воспитатель: Заходи, лягушка, в Теремок, но сначала принеси воды и обязательно в бутылочке. А налить в неё воду, нужно с помощью воронки.
Проводится игра – опыт: «Переливание воды через воронку». Оборудование: бутылочка, воронка, стаканчик, ёмкость с водой, поднос.
Дети помогают лягушке налить воду в бутылку через воронку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли лягушке налить воды. А ты, лягушка, заходи в Теремок.
Воспитатель: Бежит зайчик- побегайчик. (игрушка - бибабо). Зайка, а хочешь с нами в Теремочке жить? Тогда наведи порядок, отдели камни от песка с помощью сита.
Проводится игра – опыт: «Просеивание через сито».
Оборудование: камни, песок, сито, совок, 3 ёмкости, поднос.
Дети помогают зайчику отделить камни от песка с помощью сита.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Зайке справиться с заданием. Заходи, Зайка, к нам в Теремок.
Воспитатель: Идёт лисичка сестричка. (игрушка - бибабо). Лисичка, ты тоже хочешь жить с нами в Теремке? Но для этого надо приготовить угощение. Испечь пироги для мышки, лягушки и зайки.
Проводится игра - опыт: «Пирожки для зверят».
Оборудование: песок, вода, поднос, формочки, совок, емкость для песка.
Дети лепят «куличики» из песка.
Воспитатель: Вот вам песок, пеките пирожки. Рассыпаются, а что нужно сделать, чтобы они не рассыпались? Правильно, песок станет влажным, и из него можно будет лепить.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Лисичке справиться с заданием. Какие красивые и вкусные получились пирожки. Заходи, Лисичка, в Теремок, угощай всех.
Воспитатель: Прибежал Волчок - серый бочок. (игрушка - бибабо). Тоже хочет жить в Теремке. Заходи, только сначала с помощью сита налови рыбы.
Проводится игра- опыт: «Вылови рыбку».
Оборудование: сито, вода, рыбки, две емкости, поднос.
Дети «ловят» рыбу ситом в емкостях с водой.
Воспитатель: Ой, какой большой улов, заходи, Волк, в Теремок.
Воспитатель: А тут мимо медведь проходил. (игрушка - бибабо). Увидел Теремок и тоже захотел в нем жить. Заходи медведь, но сначала нас развесели. Думал медведь, думал и вспомнил, что у него есть мыльные пузыри, которыми можно рисовать.
Проводится игра - опыт: «Разноцветный мир».
Оборудование: разноцветные мыльные пузыри (добавляем пищевой краситель, бумага. Дети опускают мыльные пузыри на бумагу, получаются яркие пятна причудливой формы.
Воспитатель: Молодец медведь, молодцы, дети, какие красивые картины у вас получились! Заходи, Медведь, украсим ими Теремок.
Воспитатель: И стали они жить дружно и весело. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
Мы хорошо помним сюжет сказки. Любимое занятие Снежной Королевы – заморозить все, что встречается на её пути. Снежная Королева заморозила любимые бусы Герды. Давайте посмотрим, во что превратила Снежная Королева бусы? (В лед).
Что надо сделать, чтобы лёд растаял? (Делаем вывод, что лед нужно разместить в тепло).
Вывод: чтобы бусы быстро оттаяли, мы можем их залить горячей водой, потому что кипяток очень быстро разморозит лёд.
Предлагается провести опыт: опустить заледеневшие бусы в тарелку, залить горячей водой и понаблюдать за процессом.
А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Черепаха дала волшебный ключик Буратино, и он спрятал его от Карабаса-Барабаса в бутылку, но не может вспомнить, в какую. Бутылочки все одинаковые, и вода в них тёмная, мутная, из пруда. Что же делать? Как же помочь Буратино? (Предположения).
На столе непрозрачные бутылки с водой, магнит.
Подсказка: из чего сделан ключик Буратино? Из металла. Нам может это как-то пригодиться?
Опыт «Достань ключик»: пробуем притянуть ключик поверх бутылки магнитом. (Условие - воду выливать нельзя). Проводим магнитом по стенке бутылочки. С помощью магнита достаём ключик из бутылочек с водой.
Шарль Перро «Золушка»
Золушка ждет от нас помощи. Дело в том, что злая мачеха не хочет, чтобы Золушка попала на бал, и дала ей много работы. Бедняжке нужно разобрать все, что в мешке, по разным чашкам. Только тогда она сможет попасть на королевский бал.
На столе лежат мешочек, поднос и сито. Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же перемешала мачеха? (В мешочке манная и гречневая крупа). Как быстро отделить манку от гречки?
Вывод: содержимое мешочка нужно высыпать в сито, тогда манка (или мука) просеется, а гречка останется в сите, потому что ячейки сита мельче, чем гречневая крупа.
Предлагается провести опыт: просеять муку через сито.
Русская народная сказка «Летучий корабль»
Трудно Водяному: злые люди совсем загрязнили его болото. Поможем Водяному очистить воду.
На столе баночки с мутной водой, прозрачные стаканчики, воронки, ватные диски, куски ткани, бумажные салфетки.
Как мы можем очистить воду?
Вывод: грязную воду нужно пропустить через воронку, на дно которой положить ватный диск либо кусочек ткани, салфетку или другой материал, который будет фильтром.
Предлагается провести опыт: процедить воду через воронку с ватным диском, салфеткой, куском ткани. Рассмотреть, что осталось наверху.
Английская народная сказка «Три поросёнка»
Поросята спорят, из какого материала лучше построить дом (из соломы, из прутиков, из камня). Проверим эти вещества на прочность.
На столе соломинка, прутик, камушек.
Положим перед собой на стол соломинку и представим, что случится, если мы подуем на нее? Теперь дуем. Произошло то, что мы думали? Соломинка легко сдвинулась с места.
Теперь положим перед собой прутик и подуем на него. Сравним, что легче сдвинулось с места: прутик или соломинка?
А теперь представим, что случится, если мы подуем на камень. Проверим свое предположение.
Какой совет мы дадим поросятам?
Вывод: дом из камня самый прочный потому, что камень - самый тяжелый и прочный материал.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Вспомним, кто встречался на дороге девочке, когда она искала своего братца? Вспомним встречу с реченькой: «Вдруг Алёнушка увидела, что неподалёку течёт молочная река в кисельных берегах». Подошла девочка поближе и увидела, что река красоты сказочной. Давайте полюбуемся этой красотой.
Именно такое сказочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
На столе тарелки с молоком, моющее средство, гуашевые краски, ватные палочки.
Перед нами тарелка с молоком, добавим несколько капель красителя, окунем волшебные палочки в волшебный эликсир. Теперь прикоснемся волшебной палочкой к молоку.
Чудо произошло: молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
Давайте попробуем объяснить, почему это происходит. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее.
Помимо готовых уже сюжетов сказок в работе можно использовать сказки, сочиненные и придуманные вместе с детьми. Например,
Сказка «Путешествие Алисы в мир чудес»
Жила была девочка, звали её Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за калитку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1: вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутим лепестки к центру. А теперь опустим кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на наших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Алиса стояла на тёплом сухом песке, как вдруг пошёл дождь. Она спряталась под деревом и наблюдала за каплями дождя. Она увидела лужи, которые стали появляться в ямках на берегу. И у неё возник вопрос: «А может ли вода принимать форму?»
Опыт №2: перед нами пустые сосуды. Заполним их водой. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Но ведь это ещё не всё, что может происходить с водой. Если её заморозить, она превратится в лёд. А если мы видим пар, то это тоже капельки воды. (Откроем термос с горячей водой и сверху приложим зеркало. Зеркало запотеет.)
Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Но тут она увидела радугу.
Опыт № 3 «Радуга в стакане»:
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 столовую ложку сахара, во 2-й – 2 столовые ложки, в 3-й – 3 столовые ложки, в 4-й – 4 столовые ложки.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 столовые ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красную, во 2-й – желтую, в 3-й – зеленую, в 4-й – синюю.
Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний слой - синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. Получается полосатое «желе», яркое и красивое.
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее», и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Пока Алиса любовалась радугой, её ступни на мокром песке оставили следы.
Опыт № 4: Рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из песчинок.
Песчинки маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу.
Можно из песка лепить? Да. Что нужно для этого сделать с песком? Полить водой, намочить. А ещё на мокром песке можно оставить отпечаток, след. Надавим пальчиком на мокрый песок. Что у нас получилось? След, отпечаток. А можно лепить из сухого песка? Нет.
Зато сухим песком можно рисовать. Давайте клеем нарисуем что-нибудь на листе бумаги, и рисунок посыплем песком. Песчинки прилипли к клеевой основе, у нас получился рисунок.
Алисе так понравилось путешествовать и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Она вернулась домой довольная и счастливая, ведь она узнала так много нового! Но у неё осталось ещё очень много вопросов.
Заключение
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности, которую мы проводим с детьми, что она позволяет ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Дошкольник может увидеть новое в уже ранее известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
Можно сделать следующие выводы:
1. Основными особенностями познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста являются следующие:
- любознательность;
- активное проявление потребности в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети данного возраста;
- развитие самосознания и выделение образа «Я»;
- собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых;
- может воспринимать предмет без попытки его обследования.
- основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто»;
- живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.
2. Сказка – одно из наиболее доступных детям средств познавательного развития. При помощи сказки ребенка можно познакомить со счетом, величинами, формами, окружающим миром, сформировать представления о добре и зле, приобщить к социально-историческому опыту и народной культуре и т.д.
Воспитательная и обучающая функции сказки признаны ведущими учеными (В.Г. Белинским, В.Я. Проппом, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, М.Я. Блохом). С целью более эффективного воздействия сказки на развитие познавательной сферы ребенка раннего дошкольного возраста следует сочетать ее чтение и рассказывание с другими методами и формами работы, например, с игрой, театрализацией и т.д.
Итак, сказка является эффективным средством познавательного развития детей раннего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они стараются подражать им в своих играх дома и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Кроме того, во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством развития познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016, свободный. (Дата обращения 30.01.2019)
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
3. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. -1993. -№ 5. -с.39-43.
4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2010.-154 с.
5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению.- М.: Линка-пресс, 2003 – 176с.
6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др./ под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208с.
7. Намычкина Е.В. Сказка как литературных жанр // Вестник Вятского государственного университета.-2010. –Т.2. -№.3 – с.103-109.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность....
Статья "Развитие интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в Художественно – эстетической области".
Воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности....
План мероприятий с родителями и детьми по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в художественно-эстетической области
План мероприятий с родителями и детьми по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в художественно- эстетической области...
План мероприятий с родителями и детьми по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности
Примерный план работы с родителями по развитию у детей раннего возраста интереса к продуктивным видам деятельности...
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»
Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...
Развитие интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в Художественно – эстетической области.
В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, созданы программы, методики, разработаныразвивающие технологии.Развитие продуктивной художественной де...
Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»...