Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста МБДОУ "Харбятский детский сад" с ОО "Боевое Братство" и другими организациями
проект (старшая группа)
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с общественной организацией «Боевое братство» направлен:
- На организацию взаимодействия с общественной организацией «Боевое братство» по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- На обеспечение условий для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска форм и методов в рамках сотрудничества и создания внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Основная проблема: В ходе проведенных педагогических наблюдений было выявлено, что:
- у воспитанников не достаточно сформированы компетенции о героическом прошлом России, о героях военных действий, живущих в нашем селе;
- дети плохо понимают особенность российского патриотизма;
-дошкольники затрудняются в понимании содержания понятий «Родина», «Защитник Родины», «Отечество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_grazhdan_gongorova.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Аннотация проекта
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с общественной организацией «Боевое братство» направлен:
- На организацию взаимодействия с общественной организацией «Боевое братство» по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- На обеспечение условий для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска форм и методов в рамках сотрудничества и создания внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Основная проблема: В ходе проведенных педагогических наблюдений было выявлено, что:
- у воспитанников не достаточно сформированы компетенции о героическом прошлом России, о героях военных действий, живущих в нашем селе;
- дети плохо понимают особенность российского патриотизма;
-дошкольники затрудняются в понимании содержания понятий «Родина», «Защитник Родины», «Отечество»
В связи с этим, для дальнейшего развития и совершенствования эффективной системы патриотического воспитания маленьких граждан, воспитания у них любви к Отечеству, готовности проявить свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни, ДОУ и общественная организация «Боевое братство» включились в совместную работу по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Актуальность темы: Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость».
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Только сложив наши усилия вместе, мы сможет добиться успеха в столь нужном России деле — воспитании юных российских граждан, настоящих сыновей и дочерей единого Российского Отечества.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта: 1 год (с 01.09.2023г. по 30.06.2024 г.)
- Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители, общественная организация «Боевое братство», жители села Харбяты, МБОУ «Харбятская ООШ», СДК с. Харбяты, МАУ ДО «ЦДЮТИК», ТОС «Сэсэг»
Адресация проекта: Проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
Практическая значимость:
Привлечение в работе с дошкольниками по гражданско-патриотическому воспитанию социальных партнёров в лице семьи и общественной организации «Боевое братство», МБОУ «Харбятская ООШ» и др.,, позволяет обеспечить условия для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиска новых форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста. Апробируются новые формы взаимодействия с социальными партнёрами по возрождению отечественных культурных традиций и воспитанию в каждом ребёнке гражданина и патриота. Создание внутри ДОУ детской организации «Орлята», способствует проявлению детской инициативы, развитию детского общественного движения, начала исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к культуре и истории родного города, края, страны, сплочения коллектива. Повышает профессиональную компетентность и активизирует творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания. Распространение положительного опыта работы учреждения по теме проекта среди ДОУ Тункинского района.
Цель проекта: Объединение ДО «Орлята» и ОО «Боевое братство» в целостный образовательно-воспитательный процесс в системе гражданско-патриотического воспитания для позитивной социализации дошкольника в ДОУ.
Задачи проекта:
- Разработать системную модель воспитания гражданина – патриота Родины, направленную на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей в микросоциуме «Детский сад – Семья – ОО «Боевое братство».
- Повысить профессиональную компетентность и активизировать творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания.
- Обеспечить условия для социального партнёрства с ОО «Боевое братство», поиска новых форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста – создания ДО «Орлята».
- Развивать у детей начало исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного села, района, республики, страны.
- Расширить знания у детей об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому, Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Родины.
- Формировать в детях навыки сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.
- Создать предметно-развивающую, музейную для личностного развития дошкольника по гражданско-патриотическому воспитанию.
Новизна проекта заключается в эффективном партнерстве ДОУ, общественной организации «Боевое братство» и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, в создании детской организации «Орлята» и предполагает два уровня взаимодействия: внутренний и внешний. Позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО. Направлен на повышение качества образования в ДОУ.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012г.,
- инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
-Программа развития МБДОУ «Харбятский детский сад» на 2023-2026 гг
-Годовой план работы МБДОУ «Харбятский детский сад» на 2023-2024 учебный год.
Сетевое взаимодействие как ресурс гражданско - патриотического воспитания
Для расширения границ социального партнерства с организациями и учреждениями села Харбяты, Тункинского района по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения организации эффективного межведомственного взаимодействия были заключены договора о сетевом взаимодействии:
1.Военный комиссариат Тункинского и Окинского районов.
2.Общественная организация «Боевое братство».
3.МАУ ДО «ЦДЮТИК»
4.МБОУ «Харбятская ООШ»
5.СДК с. Харбяты
6.Библиотека с. Харбяты
7.ТОС «Сэсэг»
Проведены совещания с руководителями учреждений и ОО «Боевое Братство» на предмет согласования плана совместных мероприятий, рассмотрения предложений по данному виду деятельности от сетевых партнеров.
Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района способствует повышению профессионализма педагогических работников. Совместная деятельность по разработке и реализации социальных проектов положительно сказывается на сплочении педагогического сообщества. В процессе деятельности происходит взаимообучение педагогов, обмен опытом, что благотворно влияет на профессиональный рост не только молодых педагогов, но и оттачивает мастерство зрелых и опытных.
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в рамках Программы развития МБДОУ «Харбятский детский сад», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО.
Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
В качестве соисполнителей проекта выступают ОО «Боевое братство»,. Общественной организацией «Боевое братство»,МАУ ДО «ЦДЮТИК», МБОУ «Харбятская ООШ», СДК с. Харбяты, Библиотека с. Харбяты, ТОС «Сэсэг»
Взаимодействие с ними заключается в рамках договора о сотрудничестве.
Условия реализации проекта
Для выполнения задач проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: МБДОУ»Харбятский детский сад» работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке проекта, есть необходимая материально-техническая база. Имеются хорошие условия для развития сетевого взаимодействия. Это близость расположения к МБОУ «Харбятская ООШ», музея, поселенческой библиотеки, сельского Дома культуры, КСК (спортивный комплекс) Эта особенность позволяет использовать материальные ресурсы сетевых партнеров при проведении образовательного процесса с воспитанниками МБДОУ «Харбятский детский сад».
Этапы реализации проекта: (2023-2024 учебный год). Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный, планово-прогностический (август 2023г.)
2 этап - практический, основной (сентябрь 2023г – май 2024г.)
3 этап – аналитический (июнь 2024г.)
Этап | Содержание этапа | Ожидаемый результат |
I этап подготовительный: август 2023 год | Анализ проблемы. Определение цели и задач проекта, основных направлений его реализации, определение ожидаемых результатов Формирование творческой группы | Создание команды единомышленников. Повышение профессионального мастерства. |
Разработка плана мероприятий сотрудничества МБДОУ «Харбятский детский сад» с:
| Составление плана взаимодействия и сотрудничества ДОУ с: 1.Общественной организацией «Боевое братство». 2.МАУ ДО «ЦДЮТИК» 3.МБОУ «Харбятская ООШ» 4.СДК с. Харбяты 5. Сельская библиотека 6.ТОС «Сэсэг» | |
сентябрь-май | Поднятие государственного флага РФ | Воспитание патриотизма |
II этап Практический основной: сентябрь-май 2023-2024 гг. | Сентябрь
Октябрь 1. Встреча с общественной организацией «Боевое братство» (знакомство .детей с участниками боевых действий 2. Совместное посещение ОО «Боевое братство» с детьми обелиска павшим в ВОВ. 3. Участие во Всероссийской акции «Письмо солдату», «Посылка солдату» Ноябрь 1. Разработка положения о детской организации гражданско-патриотического направления «Орлята» среди детей старшей группы. 2. Посвящение дошкольников в Детскую Организацию «Орлята» с приглашением ОО «Боевое братство», школьного отряда «Юная армия». 3.Районный конкурс детских рисунков «Моя любимая Родина». 4. Шашечный турнир детей с ОО «Боевое Братство) (Районный уровень) Декабрь Создание предметно-развивающей среды в ДОУ: создание в старшей группе центра по гражданско-патриотическому воспитанию, мини-музея «Боевая слава и доблесть России» Январь Совместная викторина по патриотическому воспитанию «Моя родина - Россия» (родители, дети) Февраль
Март 1. Создание альбома «Защитники моей семьи» Апрель 1.Творческий конкурс детско-взрослых проектов «Мои защитники» (Районный уровень) Май 1.Конкурс чтецов ко Дню Победы «Поэтические строки о войне» 2.Посещение обелиска павшим в ВОВ. Возложение цветов. Акция «Бессмертный полк» Участие детей в концертной программе посвященной 9 мая 3. Конкурс патриотической песни «Горжусь тобой, моя Россия!» ( Районный уровень) В течение года организация работы ДО «Орлята»: - сотрудничество и взаимодействие с ОО «Боевое братство» , с другими организациями (совместные конкурсы, встречи, экскурсии, праздники, патриотические акции: Бессмертный полк, возложение цветов к памятникам) - организация работы по соблюдению чистоты и порядка в группе и на участке ДОУ; - помощь каждому, кто в ней нуждается (пожилой, друг, близкий, животные, птицы и т.д.) - координация шефской работы в младших группах; - приобщение воспитанников к здоровому образу жизни; - фольклор, традиции, краеведение. - экологические акции: защита и сохранение окружающей среды Июнь Итоговое мероприятие: Военно-патриотическая игра «Зарница» (Районный уровень) | 1..Повышение профессиональной компетентности и активизация творческого потенциала педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников. 2.Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта 3. Развитие у детей начала исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного села, республики. 4. Расширение знаний у детей об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому, Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Родины. 5. Укрепление партнерских отношений с членами ОО «Боевое братство», создание условий для позитивной социализации дошкольников. 6. Формирование в детях навыков сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы. |
III этап аналитический: июнь 2024 | Анализ результатов работы Самоанализ эффективности проекта Публикация и размещение на сайте ДОУ методических материалов проекта публикация в районной газете «Саяны», проведение вебинаров, онлайн встреч и презентаций с руководителями и педагогами ДОУ Тункинского района. | Рост показателей у детей поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Реализация плана взаимодействия и сотрудничества ДОУ с организациями села, района и с общественной организацией «Боевое братство», укрепление партнерских отношений, создание условий для позитивной социализации дошкольников.
2.Повышение профессиональной компетентности и активизации творческого потенциала педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
3.Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта.
4.Создание внутри ДОУ детской организации «Орлята» для формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
5.Развитие у детей начала исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности к культуре и истории родного города, края, страны, расширение знаний об истории Отечества, устойчивого интереса к её героическому прошлому.
6.Формирование в детях навыков сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов, оформление фотоальбомов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с общественной организацией «Боевое братство» и другими организациями села, района.
2. Создание внутри ДОУ детской организации гражданско-патриотической направленности «Орлята»
Перспективы распространения Проекта: В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов района, республики, страны в качестве руководства по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с другими организациями и с общественной организацией «Боевое братство» и создания детской организации «Орлята» внутри ДОУ.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Реализация проекта позволит продолжить работу по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста не только в дошкольном учреждении, но и на районном уровне.
Список литературы:
1. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: учеб. пособие / О.Н Баранникова. — М.: Аркти, 2007. — 25 с.
2. Завьялова, Ю.Ю. Служить Отчизне: список литературы по военнопатриотическому воспитанию детей и молодежи / Ю.Ю. Завьялова. — Петрозаводск: ДЮБ РК, 2005. — 15 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». — М.: 2001. — 56 с.
4. Ковылева, М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М.В. Ковылева. — Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
5. Козлова, С.А. Я — человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. — М.: Владос, 2001. — 94 с. 6. Маханева, Н.Д. Нравственно-патриотическое воспитание. — М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»
На этом докладе о гендорном воспитание детей старшего возраста....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Нравственно- патриотическое воспитание...
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческ...
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...
Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»
laquo;Из чего же, из чего же, из чего же?..» - наверное, каждый вспоминает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о гендерных различиях.Ребенок рождается с определенным биологическим по...
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду»
Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лиш...