Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
консультация (старшая группа) на тему

Нравственно- патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_nravstvenno.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста детского сада

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни.
Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
А так же в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015г, в которой приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Основополагающими целями нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в современных условиях являются:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры.
- Изучение истории своего народа, родной культуры.
- Воспитание чувства патриотизма: любовь к малой Родине - родному краю, поселку; гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Сложность достижения данных целей связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.
Воспитательный процесс по патриотическому направлению мы строим из следующих взаимосвязанных блоков:
1. Блок краеведческий - включает в себя знакомство с понятием малой Родины, историей родного поселка, культурно- историческими особенностями родного края.
2. Блок героико-патриотический - включает подготовку детей к празднованию Дня защитника Отечества, Дню Победы, чествованию ветеранов и пожилых людей
3 Блок толерантности - посвящен дружбе, миролюбию; знакомству с культурным наследием России и культурой других народов.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
В рамках данного выступления хотелось бы подробнее остановиться на работе, проводимой по 1 блоку.
Для возрождения национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в детском саду должны быть созданы оптимальные условия. Именно через грамотное построения педагогического процесса, интеграцию образовательных областей возможно всестороннее развитие нравственно-патриотического потенциала детей-дошкольников. Проводимая нами работа имеет еще большую ценность в связи с тем, что дает большие возможности для развития речи детей, а именно пополняется словарный запас в процессе чтения художественной литературы; при рассказывании о предметах старины совершенствуется монологическая и диалогическая речь; при заучивании стихотворений развивается речевое дыхание и интонационная выразительность.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Для обогащения опыта детей, мы обратились к пространственно-развивающей среде ДОУ и вели работу в краеведческом мини-музее детского сада.
Для более глубокого изучения удмуртского орнамента в группе была оформлена совместно с родителями мини-выставка «Бабушкино полотенце».
В нашей группе так же оформлены уголки творчества, которые дают возможность и условия для практической, творческой деятельности детей. В этих уголках дети имеют возможность поиграть в дидактические игры «Составь узор», «Подбери наряд для куклы», «Укрась посуду», «Придумай орнамент для платка». В свободном доступе для детей находятся разнообразные материалы для творчества (солёное тесто, пластилин, масса для лепки, а также мелки, цветные карандаши, краски). Для пополнения наглядного материала оформляем альбом из выполненных детьми работ.
По ознакомлению с родным краем работа с детьми ведется в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал.
Успешная работа по приобщению детей к истокам удмуртской культуры невозможно без тесного взаимодействия с родителями. Мною был проведено родительское собрание на котором родителям совместно с детьми был предложен мастер-класс по пластилинографии «Удмуртский орнамент».
Проведя мастер-класс мы в очередной раз убедились, что наиболее эффективны те формы работы, в которых дети вместе с родителями являются непосредственными участниками каких-либо событий. В группе проводятся детско-родительские гостиные «Подари жизнь старым вещам», «Бабушкины секреты», «История старого сундука».
Помимо активной работы на базе детского сада мы поддерживаем тесное сотрудничество с районным домом ремесел, с краеведческим музеем , центром детского творчества, центральной районной библиотекой, детской библиотекой, с образовательными учреждениями п.Кез.
По итогам проведенной работы нами было замечено как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к своему народу. Дети,  вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой поселок, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного поселка. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному поселку, краю, наконец, к большой Родине. 
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В настоящее время мы продолжаем работать по данным направлениям, в соответствии с заявленными блоками.
Самое большое счастье для педагога - вырастить здоровых и высоконравственных детей, и именно дошкольный возраст является фундаментом и стартовым периодом всех человеческих начал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальну...

Консультация для родителей в детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей в детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей в детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей в детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей в детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...