Формирование интереса детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности.
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов. Методы и формы побуждения и развития интереса детей к театрално-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zheltkova.docx | 11.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интереса детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности
Дошкольный возраст – это важнейший период в жизни ребенка, охватывающий возрастной диапазон от 3 до 7 лет. Его принято обычно подразделять на три основных этапа: младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший (от 5 до 7 лет).
Детям дошкольного возраста, вне зависимости от этапа их физического и психического развития, характерно повышение активности. Именно в этот период закладывается основа для будущего развития – мышление, память, психика, самооценка, – малыши к 7 годам уже успевают освоить ряд простейших действий.
Основным видом деятельности дошкольника выступает игра. И не просто игра, а конструктивная, по-другому, сюжетно-ролевая, через которую ребенок получает эмоции и удовольствие, воспитывается, а также социализируется, поскольку игровая деятельность содержит в себе простейшие элементы жизненных ситуаций.
Игра – это средство общения, сплочения детей, метод организации других видов деятельности; она развивает личность, интеллектуальные способности ребенка, осуществляет переход от предметного мышления к наглядно-образному.
Особый интерес для ребенка имеет театрально-игровая деятельность. Одна из ее отличительных черт – это проявление самостоятельности. Оно выражается в определении темы игры или постановки, участии в разработке сценария, собственно в игровой части, а также связано с выбором ролей, места, где будут происходить действия, т.е. ребенок получает отличную возможность воплотить тот или иной образ в жизнь, у него есть свобода выбора, более того он согласовывает свои действия с окружающими (с другими детьми, родителями и воспитателями).
Познавательный интерес детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности является основным условием для формирования личности. На сегодняшний день есть разные способы положительной мотивации дошкольников к играм. Например, одним из способов является применение дидактических игр – это игры с правилами, направленные на решение конкретных задач, активизацию навыка обучения. Такие игры непосредственно связаны с познавательно-ролевым содержанием и способны увлечь даже самых неорганизованных детей, а в организации педагогом ставится упор на сюжеты с повседневной обыденностью («Крокодил», «Данетки», «Кто я?», игры-забавы, хороводы, выразительное чтение стихов и сказок по ролям).
Поскольку личность маленьких детей только находится на стадии становления, то она подвержена стрессу, глубоким переживания и открытиям извне. В детском саду ребят стараются приобщить к духовным ценностям через различные произведения с добрым содержанием (сказки, басни, песни и др.). Наиболее популярны среди них такие произведения, как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом». Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, всесторонне развивают его, делают участником совместного творческого процесса.
Такого рода деятельность побуждает в дошкольниках способность к сопереживанию, помогает преодолеть застенчивость, а самое главное – удовлетворяет растущий интерес к изучению окружающего мира. Есть несколько способов вовлечь детей в игру:
- познакомить их с главными героями произведения через просмотр мультфильма;
- попросить помощь в создании реквизита;
- проводить занятия в музыкальные часы, создавая атмосферу творчества;
- использовать различные упражнения на развитие фантазии, воображения.
При этом выбор театральных игр должен быть абсолютно разным. Игры могут быть основанными на самостоятельных действиях ребенка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты (игры-драматизации), либо это могут быть игры, где ребенок не принимает прямого участия, но создает сценические действия и ведет игрушечного персонажа, действуя за него (режиссерские игры, пальчиковый театр, теневой театр, фланелеграф).
При этом желательно использовать разные способы пробуждения фантазии у детей:
- инсценировать спектакли с приглашением артистов на утренниках;
- использовать диалоги по иллюстрациям и по ролям;
- предлагать перечень упражнений, формирующих выразительность;
- выбирать постановки учитывая тренды современности и возраст детей (чем младше ребенок, тем проще постановка);
- помочь смастерить оригинальную куклу, которая и станет одним из героев импровизированного театра.
Таким образом, важно увлечь ребенка в процесс игры. Она помогает детям познавать мир, развивает коммуникативные навыки во взаимодействии со сверстниками, облегчает вступление на порог следующего, не менее важного жизненного этапа, – периода младшего школьного возраста. В театрально-игровой деятельности нельзя забывать учитывать психофизические и индивидуальные особенности личности будущего школьника.
Хочется завершить статью словами выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.»
Библиографический список
- Галкина И.А. Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников – Ч.1. – 2023. [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: )
- Забарова О.П. Деятельность ребенка-дошкольника: виды и важные особенности. – 2022. – С. 20.
- Корепанова Е.В., Манохина Н.С. Игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование. – 2022. – С. 11.
- Пудовкина С.В. Театрально-игровая деятельность в детском саду – 2016. [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: )
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Педагогика. – 1974 г. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»
Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Коммуникация, театрализация, игра....
Индивидуализация как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
В данной статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности . Фор...
Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"
Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...
Опыт работы "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"
Представлен опыт работы...
Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»
опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...
Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"
выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...