Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"
материал на тему
выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание моей работы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» (выступление на педагогическом совете ДОУ)
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками. Таким образом, для меня стала актуальна проблема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности».
Дома ребёнок охотно разговаривает с мамой, папой, бабушкой. Все радуются его речи, умиляются его неправильности. Малыша понимают, и он чувствует себя уверенно и непринуждённо. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач детского сада. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли.
Особая роль в развитии связной речи у детей дошкольного возраста принадлежит театрализованным играм.
Театрализованная деятельность детей может, быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности, а так же запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно что бы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в театрализованной деятельности участвуют не только дети, но и взрослые. Это очень важно, взрослые и дети выступают как равноправные партнёры.
Первоначально моя работа была рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного и возраста, где использовала следующие методические приёмы:
- Вводная беседа – подготовка детей к восприятию произведения. Вводную беседу и все занятия помогал проводить сказочный помощник – пальчиковая игрушка, изображающая Старичка – Лесовичка.
-Выразительное рассказывание сказки.
-Подготовка сцены для разыгрывания сказки. Привлекая детей к обустройству сцены, мы преследовали три цели: подготовка поля деятельности; эмоциональная настройка детей на работу со сказкой (вхождение в атмосферу сказки); развитие мелкой моторики. -В своей работе старалась уделять должное внимание развитии мелкой ручной моторики.
- Беседа по содержанию сказки. Выясняю, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказок. Для проявления творческой активности вопросы детей направляют на центральные моменты повествования.
- Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям даётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.
- Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог активно участвует в постановке сказки – озвучивает слова автора, помогает детям исполнять и озвучивать их роли, практически полностью «ведёт» сказку. На следующих этапах его участия в постановке заметно сокращается.
- Организация окончания занятия. Дети освобождают «сцену», складывают декорации, фигурки героев в волшебный сундучок. Это необходимо для плавного выхода из сказки. Дети прощаются со сказкой, занятие подходит к концу. Сказочный помощник отмечает положительные моменты, даёт задание на дом и поощряет старание приглашением в новую сказку на следующем занятии.
Работа по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляется при соблюдении следующих условий:
- Больше значение придаётся настрою детей на «сказочное» занятие. Первым шагом к этому служит настрой самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
- Сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
- Желание детей рассмотреть и ближе познакомиться с различными сказочными декорациями и героями должно удовлетворяться до начала инсценировки, в противном случае ребёнок будет отвлекаться от основного действия;
- Педагог ни в коем случае не должен превращаться в строгого режиссёра. Важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребёнок вжился в роль, начинал раскрепощаться и говорить;
- Необходимо помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации (их надо поощрять особо) – являются успешными и удачными;
-Тексты сказок адаптируются для инсценировки, подаются в форме театрального сценария; при этом учитываются речевые и познавательные возможности воспитанников.
С возрастом детей моей группы естественно возникла необходимость изменения форм и методов работы с детьми по развитию связной речи средствами театрально-игровой деятельности. А именно, в дошкольном возрасте ведущей деятельность является игра, творческие игры, которые проходят под руководством воспитателя. Театрально-игровая деятельность осуществляется в работе с дошкольниками через организацию и проведение таких видов творческих игр, как театрализованные и игры-драматизации, источником для которых служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, заявленная проблема далека от своего практического разрешения.
В результате длительной, целенаправленной работы по формированию связной речи у детей с трёх лет и до выпуска из детского сада предполагаю достичь следующие результаты, интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
I. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1. адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
2. владеет диалогической речью и конструктивными способностями взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается и т. д.);
3. способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками;
II. Любознательный, активный:
1. интересуется новым, неизвестным в окружающем мире и своем внутреннем мире;
2. способен действовать самостоятельно;
3. в случаях затруднения обращается к взрослым.
III. Эмоционально отзывчивый:
1. откликается на эмоции близких людей. Сопереживает персонажам сказки, рассказа, истории;
2. реагирует на красоту мира.
IV. Способность управлять своим поведением:
1. планировать свои действия;
2. соблюдать общепринятые нормы и правила.
V. Овладевший универсальными предпосылкам образовательной деятельности:
1. умение действовать по образцу;
2. овладевший умениями и навыками необходимыми для детской деятельности;
3. имеющий предпосылки образовательной деятельности.
VI. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы:
1. может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельностидля решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
2. может преобразовать способы решения задач;
3. способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, сказке, в театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-244120-1381991260.jpg)
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Коммуникация, театрализация, игра....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-880672-1485066762.jpg)
Консультация для воспитателей:"Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами сказочного творчества"
Консультация для воспитателей...
Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»
опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-330148-1392496446.jpg)
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-330148-1392496446.jpg)
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1024400-1541772798.png)
Статья "Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности"
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художествен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-1207916-1600634634.jpg)
«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...