Индивидуализация как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
консультация (подготовительная группа) на тему
В данной статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности . Формирование эстетических вкусов и эстетических чувств посредством образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Цели, задачи, методы с учетом ФГОС и программы «Детство» в развитии индивидуализации в музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребёнок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
углубляет свой жизненный опыт
становится иным по психическому складу,
чем человек, только подражающий актам
других!»
Б. В. Асафьев
В современной жизни происходит переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для воображения, мышления и творческого потенциала. «Обучение творчеству, или вернее обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека» (Маслоу, 1997).
Ребёнок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, развиты способности.
Развитие активной творческой личности - одна из важных проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированная на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как научить детей и не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребёнке изначально.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию. Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО реализация цели предполагает решение ряда задач: знакомство ребенка с прекрасным миром музыки; развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей в ДОУ; формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям; развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года - 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно- ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В связи с этим развитие музыкальных способностей детей - всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.
Индивидуализация - процесс создания и осознания собственного опыта, в котором ребёнок проявляет себя, свободно определяет и реализует свои собственные цели. И основывается индивидуализация на предпосылке, что не может быть двух детей, которые развиваются и учатся совершенно одинаково - каждый ребёнок приобретает и проявляет собственные знания, навыки, личностные особенности. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребёнка - это и означает развитие творческого потенциала.
В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где даётся высокая оценка воспитательному значению творчества: Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и другие. Положения, выдвинутые ими, а особенно результаты Н.А.Ветлугиной о способности детей дошкольного возраста к творчеству, представляются особенно важными.
Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.
Музыкальное искусство - это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. Включение музыкального искусства в жизнь дошкольников - это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребёнка, где формируются личностные качества (уверенность в себе, доброжелательность, толерантность по отношению к другим участникам педагогического процесса, лидерские качества), адаптируется к социальным нормам, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру.
В связи с этим развитие музыкальных способностей детей - всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.
Программа содержания музыкального образования детей дошкольного возраста ставит задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, через активное восприятие музыки. Импровизируя, создавая простейшие песенки, попевки, мелодии, дошкольники через индивидуализацию процесса творчества активизируют свой творческий потенциал.
В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста в процессе музыкального восприятия приобретает особую актуальность.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческий потенциал - Это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающих личность к творческой самореализации.
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условия возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.
В течение нескольких лет я работаю по теме: «Индивидуализация как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности».
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждый вид музыкальной деятельности был интересным для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Кроме того, я обнаружила, что у многих детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, что тормозит развитие творческого мышления, зажатость и эмоциональная закрепощенность не дают в полной мере проявляться творческому воображению. Определённая степень новизны опыта представлена осуществлением комплексного рассмотрения развития индивидуальности дошкольников через различные виды театрализованной игры, раскрытия разных вариантов их использования в единой системе дошкольного воспитания. На мой взгляд, эффективный путь к стимулированию развития творческих способностей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. И так как игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности и т.д. Все это может дать театрально-игровая деятельность. И в связи с этим мною была спроектирована педагогическая деятельность с целью: разработать систему условий и содержания взаимодействия с детьми, педагогами, обеспечивающую развитие творческой индивидуальности.
При этом решались следующие задачи:
1. Сформировать у детей представления о театрально - игровой деятельности.
2. Продолжить художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения театрально - игровой деятельностью.
3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для успешного развития творческой индивидуальности.
Потребность в игре у детей велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчат, цыплят, белочек, летающих птичек и т.д. Они с удовольствием перевоплощаются в медвежат, котят, собачек и т.п. Начиная с этого возраста, ребёнок начинает осознавать, что он - индивидуальность. Память у детей младшего возраста непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Очень хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с деятельностью ребёнка и ему это было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Я считаю, что все без исключения малыши талантливы, артистичны, непосредственны и раскованы. К сожалению, в старшем возрасте у многих детей появляется робость, застенчивость, зажатость. И на своём опыте я убедилась, что чем чаще ребёнок выступает перед сверстниками и взрослыми, тем он быстрее преодолевает смущение. И чем чаще дети в свой адрес услышат похвалу и аплодисменты, тем лучше - ведь им так важно почувствовать уверенность в себе. Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями, организуют различные ролевые игры. Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем его в целом и отдельные персонажи, их характер. После прочтения сюжета, и распределения ролей, предлагаю детям послушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, который побуждает активизировать жизненный и творческий опыт. Создаваемая игровая ситуация помогает ребёнку, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции. Детям предлагается выбрать себе роль. Особое удовольствие и радость испытывают ребятишки от того, что исполняют ту роль, которая им нравится. Далее в постановке спектакля находим выразительные жесты, позу, попутно дети запоминают текст. Я давно убедилась в том, что не следует давать текст учить домой. Диалоги и монологи быстро запоминаются в процессе разучивания сцен на индивидуальных и групповых занятиях. Использую также специальные упражнения и этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление. В театральной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и результат, он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию сюжета. Ребёнок проникается чувствами, переживаниями и вместе с этим постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрально - игровая деятельность - это тот мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, нуждаются в особом внимании. Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что театрально - игровая деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, обогащает внутренний мир.
Особый интерес и удовольствие все испытывают во время разучивания танцев. Здесь происходит развитие чувства ритма, пластики, умение слушать музыку и двигаться в соответствии с музыкальными фразами. В танце наиболее ярко передаётся образ героев.
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, которое формирует художественно-эстетический вкус детей.
Итак, увлечённо занимаясь с детьми постановками музыкальных спектаклей по детским литературным произведениям, я выполняю задачи, поставленные перед собой:
* расширять знакомство детей с творчеством детских писателей и с русским народным творчеством;
* расширять музыкальный кругозор детей;
* развивать у детей активное отношение к различным видам исполнительства;
* развивать коммуникативную культуру у детей;
* развивать способность импровизировать;
* воспитывать благородного зрителя.
Таким образом, индивидуализация - необходимая составляющая образовательного процесса в развитии творческих проявлений у детей дошкольного возраста. Но реализуя её на практике, необходимо помнить, что для ребёнка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти инициативным, творческим и самостоятельным человеком, его нужно поощрять за инициативность, создавать необходимые условия для проявления своей индивидуальности.
Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном возрасте, прорастут и дадут свои положительные результаты.
Библиографический список:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Москва: Просвещение, 1991г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в д/с. Москва, 2003 г.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Москва: Гном-Пресс, 1999г.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль.: Академия развития, 1997 г.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в д/с». Москва, 2000 г.
- Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //музыкальный руководитель. -2005.-№3.
- Соколова И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребёнка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...
Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"
Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...