Конспект занятия.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини- музей «Русская изба»
для детей подготовительной группы
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, баян, бубенцы, ложки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народная мелодии «Барыня», шапочка-маска для р.н. игры « Пирог», русский народный костюм для хозяйки.
Ход:
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
Проходите хорошо всё обглядите.
Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота.»
Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.
(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)
Хозяюшка: Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины)
Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите.
А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись.То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.
Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь)
Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для отдыха и сна людей). Высота такой лежанки чаще всего позволяла человеку сидеть.
Хозяюшка: Под лежанкой есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (валенки, носки, чулки и т.д.)
Не зря в старину говорили:
« Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье. Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны.
Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? ( Дети рассматривают чугун, горшок)
Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)
Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Каких дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.
Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).
А, чтобы угли не разгорались, их кочергой размешивали ( хозяйка показывает).
А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.)
Хозяюшка: А теперь я хочу с вами послушать русскую народную мелодию, а какую вы мне скажете сами. А вы слушаете внимательно, а потом скажите какие музыкальные инструменты вы услышите. (фонограмма « Барыня», после дети называют и показывают Хозяюшке услышанные муз. инструменты на картинках.)
Хозяюшка: Молодцы хорошо играете, а я хочу знать, какие поговорки о труде вы знаете? Ведь русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
К кому клубочек попадёт, тот поговорку о труде назовёт.
Игра «Клубочек»
Хозяюшка: А пока мы играли, щи наши сварились. ( Хозяйка достаёт щи из печки). Помогли вы мне. Спасибо. А за это у меня для вас угощение есть.
Хозяйка угощает детей пирогом.
Хозяюшка: Вы, наверное, устали много интересного узнали. Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться. До свидания!
Дополнительный материал
Печь в русской культуре. Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони. А так же сказки:
«Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой»
С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь клали полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье.
Не давали никому углей из печи – уйдёт достаток!
Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого (это сохраняло родственные связи).
Если огонь в очаге погасал, это сулило всякие беды.
По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.
Пословицы и поговорки
Без работы и печь холодна.
Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
У печи всё красное лето.
Загадки
«То она печёт блины,
То показывает сны.»
«Попало наше тесто
В горячее место.
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.»
«В избе - изба,
На избе - труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.»
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча»
Литература:
О.Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
Е. Р. Железнова «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси»
История русской печи 2011 Адрес доступа ruskoi pechi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...