Сценарий открытого методического дня "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях совместной образовательной деятельности"
методическая разработка
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_omd.docx | 33.37 КБ |
omd.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Открытый методический день
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях совместной образовательной деятельности»
(сценарий мероприятия для педагогов ДОО города)
Разработала и провела:
Тимофеева Татьяна Александровна,
старший воспитатель
Канск
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашей сегодняшней встречи "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях совместной образовательной деятельности". Я предлагаю провести ее под девизом «И в шутку, и всерьез». Ведь насколько бы серьезно не звучала данная тема, мне хочется, чтобы Вы погрузились в атмосферу доброго и важного (для нас) события – это день рождение детского сада.
Встречайте наших воспитанников!
Стихи, песня «Детский сад» в исполнении воспитанников подготовительной группы
Ведущий: А теперь немного истории….
2014 год – год, когда с утверждением федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли изменения. Вспомним наше состояние. Его с уверенностью можно было сравнить с картиной Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири». Это несомненно подвиг народа, который без помощи государства захватил и присоединил к Москве огромную территорию Сибири. Так и мы уже не первый год, подобно Ермаку покоряем ФГОС. Проявляя при этом профессиональное мастерство, усердие и огромное желание освоить и покорить стандарт.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности других.
Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
- вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
- умеет общаться и взаимодействовать в паре, в малой подгруппе, в коллективе;
- проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Организации образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении отводится особое место. Дети «наблюдательные психологи», четко чувствуют фальшь, неискреннее к ним отношение.
Картина Роба Гонсалвеса «План полета» прямое тому подтверждение. Для детей в играх нет ничего невозможного, их фантазия не знает границ. План полета? А почему бы и нет?
Только важно, чтобы дети поверили воспитателю, нашли в нем друга и единомышленника. Поэтому основная задача педагога – организовать взаимодействие с ребенком, выстроить совместную образовательную деятельность, таким образом, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
«Девятый вал» одна из самых знаменитых картин Ивана Константиновича Айвазовского. Перед нами раскинулось бурное море, завораживающее своей дикой красотой, но ничего кроме большого вреда не приносят сильные морские бури. Изменения, которые произошли и происходят с введением Стандарта для нас как «девятый вал»:
- изменились подходы и требования к организации развивающей предметно-пространственной среды;
- изменились подходы к организации образовательной деятельности;
- изменилась нормативная база дошкольного учреждения.
Только ребенок остался неизменным. Ребенок со своими желаниями, интересами, потребностями и возможностями.
Организуя совместную образовательную деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» педагоги формируют у детей коммуникативно-речевые умения, развивают самостоятельность мышления, познавательную и творческую деятельность, учат детей быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Личный опыт ребёнка формируется и накапливается естественным путём, в доступных ему видах деятельности.
Я обзорно остановлюсь на формах, которые затем будут представлены вашему вниманию.
В своей практике педагоги применяют разнообразные образовательные ситуации, в разрешении которых ребенок принимает непосредственное участие:
- практические ситуации гуманистического выбора (дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие).
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
- ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» (это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения);
- увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам» (побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «педагога», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников);
- ситуации поискового характера, когда воспитатель следует определённому алгоритму:
1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.
Следующее направление работы, где я остановлю ваше внимание: проектная деятельность. Наряду с проектами, реализуемыми в группах, разработаны и практически реализованы совместные социальные проекты, которые и сейчас актуальны.
Проект «Мы помним! Мы гордимся!» направлен на формирование нравственных ценностей и патриотическое воспитание дошкольников, что является одним из направлений «социально-коммуникативного развития».
Мемориал на участке дошкольного учреждения является частью образовательного пространства и дает возможность педагогам более эффективно организовать деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников: праздник 9 Мая традиционно заканчивается около мемориала возложением цветов, чтением стихов, зажиганием «вечного» огня.
Реализация проекта «По дороге со сказкой» осуществлялась в двух направлениях:
1. Создание уголков по мотивам известных сказок на участках дошкольного учреждения.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение, о чем свидетельствуют современные мультфильмы и компьютерные игры, которые навязывают детям определенные образы, лишающие их творческого восприятия сказки.
Надеемся, что наши дети верят в сказку, а встреча с персонажи знакомых сказок на территории дошкольного учреждения учит их оценке поведения героев, развивает умение чувствовать и понимать другого, желание помочь, проявить сочувствие другому.
2. Создание композиции, посвященной 380-летию города Канска «С юбилеем любимый город!»
Ознакомление дошкольников с родным городом включено в целостный образовательный процесс и является частью образовательной программы дошкольного образования. Работа педагогов в данном направлении направлена на формирование личного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
Создание композиции, посвященной 380-летию города Канска «С юбилеем любимый город!» на территории и соответствующей развивающей среды в дошкольном учреждении позволило привлечь детей, родителей и жителей микрорайона к празднику и окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
- литературно-игровые формы (игры со сказками, сочинение с детьми загадок и коротких стихов, словесные игры).
А теперь мы в шутку скажем, хоть вопрос он не простой.
Как стандарт мы все внедряем, погружаясь с головой.
Требует от нас стандарт в обученье авангард.
И теперь у нас с утра не работа, а – игра.
Но каждый знает наперед,
Что главная забота -
Ценность детства сохранить и детей во всем развить,
Чтобы стали наши дети... умными.... активными....
И социально позитивными.
Хоть полсвета обойдешь, их на карте не найдешь....
Пять различных областей, развивающих затей.
Их в программу бы вписать, да эксперту все отдать,
А потом ночами снова … думать, думать, размышлять.
Что в программе поменять.
День за днем, из года в год
Кипит в саду работа.
Покорим стандарт вот-вот!
Новая забота!
Кучу всяческих проблем.
Мы решаем дружно.
В академию наук
Посылать нас нужно!
- И тут мы поняли, что мы не просто детский сад, а Академия дошкольных наук! На поступление претендуют следующие факультеты:
- «Шахматное королевство»…
- «В мире сказок».
- «Маленькие патриоты Родины».
Открытые просмотры образовательной деятельности в группах
Рефлексия открытых просмотров:
Какие этапы деятельности (детей, педагога) Вы считаете наиболее удачными и почему?
Что вы взяли с сегодняшнего мероприятия? В чем вы видите собственное приращение?
Какой этап деятельности (детей, педагога) Вы бы вычеркнули, заменили? Почему?
Рефлексия «И в шутку, и всерьез»
Спасибо всем за ваше мнение, суждения. Желаем Вам профессиональных и творческих успехов! Новых достижений и побед в покорении стандарта!
В заключение нашей встречи музыкальный номер от воспитанников
Танец «Цветные сны»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2014 год
«Покорение Сибири»
« Социально-коммуникативное развитие »
« Социально-коммуникативное развитие »
«План полета»
«Девятый вал»
Совместная образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ - практические ситуации выбора; проблемные ситуации; ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам»; ситуации поискового характера.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Вот Емеля со своей волшебной щукой… Царевна-лягушка царевича ждет… Змей Горыныч нас встречает. Он уже совсем не злой, дружит с нашей детворой.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А это Алиса и Шляпник накрыли стол для чаепития… И мы немного посидим…
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛИТЕРАТУРНО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ - театрализация; игры со сказками; сочинение с детьми загадок и стихов; словесные игры.
РЕФЛЕКСИЯ
Желаем Вам профессиональных и творческих успехов! Новых достижений и побед!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...
Социально-личностное развитие дошкольников в условиях совместной деятельности
Одним из основных направлений работы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными требованиями является социально-личностное воспитание дошкольников. В статье рассказывается о том, как происходи...
Педагогическая игра «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
Данная педагогическая деловая игра направлена на активизацию мыслительной деятельности педагогов, усовершенствование работы по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связно...
Презентация "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в условиях непрерывной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности"
В данной презентации представлены эффективные методы, приемы и формы работы, посредством которых осуществляется развитие коммуникативных способностей дошкольников в рамках НОД и СОД. Матерал под...
Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.
Доклад на тему:Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования....
Педсовет педагогов по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
Педсовет в ДОУ....
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...