Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
статья на тему

Кутелия Цира Капитоновна

 

   Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, на занятиях по изодеятельности, на занятиях по конструированию.

 Мы в своей группе проводим системные комплексные занятия

«Развитие речи изодеятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

   Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, на занятиях по изодеятельности, на занятиях по конструированию.

 Мы в своей группе проводим системные комплексные занятия

«Развитие речи изодеятельности».

   В основе системы лежит комплексный подход, который направлен на решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе - задачу развития связанной речи. Такая деятельность еще имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для подготовки к успешному обучению в школе.

   Так  же на занятиях решаются коррекционные задачи: формирование зрительного внимания, развитие глазомера, тренировка глаза в использовании цветового материала,  прослеживающую функцию глаза.

   Большое внимание уделяется развитию мелкой мускулатуры пальцев рук - пальчиковой гимнастике.

    На занятиях  проводятся физкультминутки, а они, как элемент двигательной активности предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, снятие нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки проводятся  в сочетании движений с речью детей.

   Изодеятельность  закрепляет знания и представления детей об окружающей деятельности и поэтому тесно связано с другими видами детской деятельности. Из различного рода изобразительных занятий у детей воспитывается  наблюдательность, умение рассматривать предметы, вычленять их из множества других, дети анализируют  предмет по частям, выделяют его характерные особенности и свойства.

   Изодеятельность имеет большое значение для всестороннего развития  и  воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

  Опыт работы показывает, что рисование целесообразно проводить, как комплексное занятие вместе с развитием речи. Закрепить изобразительные умения, конкретизировать  зрительный образ поможет детям. Если одну и ту же тему сначала проводит на занятиях по оригами, лепке, аппликации и только потом проводит рисование.

    В процессе лепки дети  с нарушением зрения узнают видоизменения положения тел, фигур, объема. На занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление  изображений из частей помогает детям в планировании рисования, облегчает ориентировку на плоскости места, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения.

   В работе по изодеятельности дети научились различать яркие и темные краски, определять теплый и холодный тон.

    В начале учебного года, осенью проводятся занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему об осени. Читаем рассказы, учим стихи, рассматриваем картины, иллюстрации. На прогулках отмечаем признаки осени в природе. Дети отличают яркие краски осени: листва деревьев, опавшие листья, желтая трава и т.д. Собираем с детьми различные опавшие листья разных деревьев и кустарников, делаем гербарий и  высушиваем часть листьев  для работы по изодеятельности. Затем на одном занятии мы рисовали листья, способом прикладывания с гуашью (жилкование), осенний лес. На другом занятии мы делали аквариум из сухих листьев и травы. Оба эти занятия дети выполняли с большим интересом и желанием.  Дети сами определяли фон аквариума, чтобы он сочетался с рыбками, то есть дети выбрали холодный (голубой) тон, самого аквариума, а рыбки были из желтых, красных, оранжевых, бордовых листьев, дно аквариума было сделано из желтых и коричневых листьев.

   В течение года на занятиях по развитию речи читали много сказок, на занятиях по изодеятельности дети лепили, делали аппликацию и рисовали сказочные персонажи. Дети рассказывали о своих любимых игрушках, учились правильно описывать их, составляли небольшие рассказы, а на занятиях по изодеятельности так же их отображать. Подобные комплексные занятия детям очень нравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Коррекционная образовательная деятельностьс детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему "Автомобиль Малыш на улицах города"

Мы живем в большом городе, который таит в себе много интересного и опасного. Необходимо научить ребенка ориентироваться в условиях города, познакомить его с правилами безопасного поведения на дороге. ...

"Применение ИКТ в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средство ознакомления с окружающей действительностью"

Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. но чтоб эта картина ...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи. «В зимнем парке»

Цель: Закрепить представления детей о зиме и городских зимующих птицах в рамках совместной игровой деятельности. Форма проведения: Задачи:Образовательные:Способствовать формированию представ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по Правилам дорожного движения: «Поможем Светофору»

АннотацияОбучение детей Правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Статистика утвер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Непокоренный Ленинград"

Формирование  у детей представлений о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме: «Деревья в наших парках». Экскурсия в природу

Экскурсия в природу «Деревья в наших парках» поможет закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, рассказать детям о парке, как о многоярусном, многоэтажном доме, обра...