Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.
презентация
Доклад на тему:Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ukorochennoe_poznavatelnoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 54.76 КБ |
prezentatsiya_k_mo.pptx | 135.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И в дошкольных учреждениях, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов , используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. И для нас ФГОС ДО и программа определили получение качественного образования посредствам :
( слайд 2 )
- Расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста ;( мы должны видеть и раскрывать личностный потенциал детей в разных областях развития).
- Обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка .
- Приобщения детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям видам деятельности, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ;
- Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству ;
( мы должны искать способы подогреть интерес ребёнка к познанию мира )
- Реализации вариативных образовательных программ ;
- Соблюдения прав ребёнка , родителей и других участников образовательного процесса .
( слайд 3 )
Познавательное развитие предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах и свойствах окружающего мира;
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
( Слайд 4 ) И конечно, мы не как не можем не затронуть .
Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»
- принцип интеграции (позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой);
- принцип деятельности и интерактивности ( предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу);
- принцип научности (подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне);
- принцип природосообразности( позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка);
- принцип партнерства (связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей);
- принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности (содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка).
( Слайд 5 )
Вспомним основные понятия, непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников:
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое
Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка..
( Слайд 6 )
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития мы относим:
Любопытство. ребёнок сосредоточивается на яркости объекта.
Любознательность, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое. Познавательная активность – при помощи которой, ребёнок стремится получить новые знаний, умения и навыки.
( Слайд 7 )
Наша программа составлена в соответствии ФГОС и программой «От рождения до школы» Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Формирование элементарных математических представлений.
Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.»
( слайд 8)
А вот, задачи образовательной деятельности в области познавательного развития детей для каждого возраста , свои.
Младший возраст :
- Поддержать детское любопытство
- Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию
Средний возраст :
- Развивать целенаправленное восприятие
- Поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов
Старший возраст :
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира
(Слайд 9)
Так же хочется проговорить способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах:
Младший возраст
- Деятельность под руководством взрослого
- Пример поведения
Средний возраст
- Сотрудничество со взрослыми в практических делах
- Активное стремление к познавательному , интеллектуальному общению
Старший возраст
- Самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам
- Поддерживать проявление индивидуальности в ребенке
- Поддерживать в детях ощущение взросления
( Слайд 10 )
Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра – сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности.
Коммуникативная деятельность, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно - эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
( Слайд 11)
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
- организацию решения познавательных задач - учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов.
- применение экспериментирования -рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
- использование проектирования - обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания
( Слайд 12)
Мы, как педагоги в своей работе в соответствии с программой ,применяем такие методы и приемы :
настольные и дидактические игры;
чтение сказок и рассказов;
наблюдения;
развлечения;
трудовые поручения;
сюжетно-ролевые игры;
строительные игры;
индивидуальную работа;
подвижные игры;
моделирование;
проектирование;
синтез и анализ.
( Слайд 13)Оценить эффективность познавательного развития детей нам помогут целевые ориентиры.Дошкольники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.
Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности.
Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.
Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.
К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории.
Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО – государственные гарантии получения качественного образования посредством: Расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста ; Обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; Приобщения детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству ; Реализации вариативных образовательных программ ; Соблюдения прав ребёнка , родителей и других участников образовательного процесса .
Познавательное развитие
Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие» принцип интеграции принцип деятельности и интерактивности принцип научности принцип при родосообразности принцип партнерства принцип развивающего содержания образовательно- игровой деятельности
Основные понятия ФГОС ДО познавательные интересы познавательная деятельность познавательные действия познавательное развитие
Стадии познавательного развития
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» Приобщение к социальным ценностям Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития
Виды деятельности: игровая коммуникативная познавательно-исследовательская художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд конструирование изобразительная музыкальная двигательная
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: организацию решения познавательных задач применение экспериментирования использование проектирования
Методы и приемы настольные и дидактические игры чтение сказок и рассказов наблюдения развлечения трудовые поручения сюжетно-ролевые игры строительные игры индивидуальная работа подвижные игры моделирование проектирование синтез и анализ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»
Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения....