Беседа "Семейные традиции"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка» г.Ртищево Саратовской области»
«Семейные традиции. Православные праздники в русских семьях»
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Николай Иванович Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Дети становятся в круг, их встречает хозяйка в русском народном костюме
Вед: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)
Дети хором: – Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)
Вед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребёнок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте, о православных праздниках русского народа.
Вед: Хозяюшка нам расскажет, а мы с вами послушаем, присаживайтесь поудобнее,
слушайте и запоминайте.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Вед: Но прежде всего, давайте ей скажем, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Ответы детей: Россия.
Вед: Русский народ очень любит трудиться, но раньше им было тяже намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?
В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. Как созреют колоски, в поле выходили агрономы, проверяли готовность зерна к уборке. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей одних дома.
Вед: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Дети: Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Вед: Русский народ еще славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой.
А вы знаете, что было главным в избе?
Ребенок: Да, печка она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Вед: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит
В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится, вкусным хлебом пахнет. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь топить. Ставит три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей.
Вед : А вы знаете, что ещё самым главным в избе было? Красный угол так его называли, где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких. Ведь свеча-это символ жертвенности к Богу это стремление вверх, устремление души.
Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.
-Ребята, а вы любите праздники? А почему?
-А какие вы знаете русские народные праздники? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу) – дети говорят приметы.
-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.
Вед: А знаете, что делали в праздники?
Дети: пекли пироги, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру. Подвижная игра «Золотые ворота»
Правила игры «Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...