Конспект занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №92 «Ладушки» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект итогового занятия в подготовительной школе группе
Что такое Новый год?
Составила воспитатель
Устинова Марина Никоноровна
г. Нижнекамск,2023
Цель: формировать представления о празднике новый год,
Задачи:
• Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;
•Продолжать учить отгадывать загадки;
• Развивать речь детей: учить давать полные и развернутые ответы;
• Развивать интерес к новогоднему празднику.
• Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям народов других стран, эмоциональную отзывчивость в связи с подготовкой к Новому году, стремление оказать помощь.
Материалы и оборудование: презентация «Что такое Новый год», картинки с изображением елочных игрушек и предметов, не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику», фотографии детей на празднике в семейном кругу.
Предварительная работа: беседы о семейных традициях встречи Нового года, разучивание стихов и песен к празднику, беседы о безопасности во время проведения праздников, чтение книги В.Сутеев «Новогодние истории», просмотр мультфильмов, сюжетно- ролевая игра «Семья. Подготовка к празднику».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, на нашей планете Земля есть много разных стран. Все они разные и красивые. В этих странах живут народы разных национальностей. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции и праздники. Но, пожалуй, у всех народов есть общий, любимый всеми праздник, который любят одинаково и взрослые и дети, потому что этот праздник дарит сказку, чудо и подарки.
Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.
«Что за праздник на дворе
Наступает в декабре?
В это время все вдруг рады,
Малыши подарков ждут,
Ради нескольких минут
Собирается семья:
Мамы, бабушки, родня.
И держа в руках бокалы,
Сосчитав часов удары,
Все от радости визжат,
Шутят, прыгают, шалят.
Прочь кошмары и ненастья,
В эту ночь ждут только счастья,
Это праздник без хлопот,
Это праздник - (Новый год)!
Воспитатель: Правильно ребята, это Новый год. Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год». (музыка и слова Е. И. Морозовой)
2. Беседа о появлении Нового года.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?
(ответы детей).
Новый год мы сейчас встречаем зимой. А были времена, когда этот праздник отмечали осенью. Заканчивались самые тяжелые работы, с полей убирался богатый урожай.... Но русский царь Петр 1 постановил отмечать этот праздник зимой, вместе с другими странами и народами 1 января.
По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели.
Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем,
фруктами, орехами и даже овощами. В каждом доме готовились к этому волшебному празднику. Чисто убирали дом, готовили всякие вкусности. И в каждый дом из леса приходила пушистая красавица-гостья.
Её всегда в лесу найдём-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлка).
Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.
Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает.
Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.
Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.
3. Физминутка «Новый год»
У всех Новый год,
И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.
Воспитатель: Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково? (Ответы детей).
Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.
Воспитатель показывает слайды с изображением столицы Англии – Лондона.
Воспитатель: Это Лондон – столица Англии. Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.
Воспитатель показывает слайд с изображение Берлина – столицы Германии.
Воспитатель: А это ребята Берлин – столица Германии. Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.
Воспитатель показывает слайд с изображением Парижа – столицы Франции.
Воспитатель: А это Париж – столица Франции. Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.
Воспитатель показывает слайд с изображение Токио – столицы Японии.
Воспитатель: А это, ребята. Токио – столица Японии. Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год. Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.
Воспитатель показывает слайд с изображением Москвы – столицы России.
Воспитатель: Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.
- А кто же является самыми главными героями на нашем празднике? Без кого у нас не обходится ни один Новый год? (Ответы детей).
- Конечно, это Дед Мороз! В начале зимы он сердитый и суровый. Это он приносит нам зимнюю стужу, трескучие морозы, разукрашивает наши окна красивыми узорами. Но к Новому году он добреет, приходит к нам на праздник с поздравлениями и подарками. У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристаёт –
За пальцы хватает, за уши дерёт,
Кусается, щиплет, доводит до слёз.
У внуков краснеют и уши, и нос...
Но вечер приходит счастливый в году
Сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз).
-А в гости он разве один приходит поздравлять с праздником? (Ответы детей).
- Да, он приходит со своей любимой внучкой - Снегурочкой. Только в России есть такая снежная девочка. В других странах дед Мороз ходит один. А в России так полюбили добрую снежную Снегурочку, что придумали про нее много сказок, песен, сочинили музыку, сняли интересные мультфильмы. Вы, наверное, видели и сказку, и мультфильмы про Снегурочку? Что вам там понравилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.
Воспитатель: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год? Дети показывают свои семейные фотографии и рассказывают о том, как они дома отмечают праздник. (Рассказы детей о семейных традициях).
5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.
Воспитатель: А вы знаете, почему елку наряжают и украшают? Когда-то давно считалось, что в пушистых ветвях елочки или сосны живут разные таинственные человечки. И вот, чтобы их задобрить, елки украшали конфетами и игрушками. Не всегда елку рубили в лесу. Жалко ведь рубить такое красивое зеленое деревцо! Лучше, если оно и дальше будет расти в лесу и радовать своей красотой еще много лет. Люди просто выходили на улицу, наряжали елку во дворе или в лесу, если он находился рядом, водили возле нее хороводы, разводили костер и веселились до самого утра.
Воспитатель: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (Ответы детей).
- Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку? (Ответы детей).
Игра «Нарядим елку к празднику». Дети делятся на две команды. Перед ними магнитные доски с изображением ёлочек и ёлочных игрушек, и предметов, не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, Снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.) Дети приступаю к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.
Воспитатель: Обычай приносить ёлку в дом и украшать её родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах ёлку украшают фигурками ангелов, свечками, звёздочками. Давайте послушаем стихотворение про елочку:
Мне ёлку, купили, мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей.
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая,
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой не срубленной ели.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнем и немного поиграем. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно – хлопайте в ладоши, ну а если вдруг не верно – топайте.
Что весит на нашей елке?
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вики, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Елочки лучистые?
Там сияет как всегда
Очень яркая, большая
Пятикрылая …(звезда)
6. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.
Воспитатель загадывает загадки:
1.Вся она приходит в белом,
Укрывает она снегом
Все деревья и дома,
Называется … (зима)
2.Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит…(Снежок)
3.Все резные, кружевные –
лёгкие пушинки
С неба прилетели к нам
Белые … (Снежинки)
4.Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замёрз
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг … (снеговик)
5.«Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год».
(месяц декабрь)
6.Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)
7.Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем … (Новый Год)
8.Дед мороз спешит на елку,
Тянет за собою санки.
А на них мешок тяжелый,
И в мешке лежат … (подарки)
9. С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)
10. «Раз, два, три! — Звучит команда, —
Ну-ка, елочка, гори!
Зажигает фонари
Новогодняя … (гирлянда)
11. На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …» (шары).
12. С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки, и озера
Покроет скользкий толстый … (лёд)
13. По льду летаем, словно ветер.
В глазах – веселья огоньки.
Мы сапоги обули, скороходы,
Они называются … (коньки)
14. С горки снежной катятся
Вадик и Оксанка.
Словно ветер мчатся
Их новенькие … (санки).
15. Их на ноги обуваем
Быстро мы с горы съезжаем
Почему ответ не слышу?
Ну конечно это … (лыжи)
16.Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)
Воспитатель: Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Наше с вами путешествие подошло к концу. Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
- Не за горами и у нас Новый год. Наверное, Снегурочка уже помогает Деду Морозу готовить подарки к празднику. Вот и в группу к нам уже пришла ёлочка.
Новый год, Новый год,
Он стучит у ворот:
- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Я ваш друг, я ваш друг!
До свидания! Веселых праздников и зимнего настроения!
Конспект итогового открытого занятия в подготовительной группе по теме:
«Что за праздник Новый год?»
Цель: Расширение представлений о Новогоднем празднике.
Задачи:
1) Расширить представления детей о происхождении праздника и его традициях;
2) Расширить и актуализировать словарный запас детей;
3) Закреплять умение детей публично выступать;
Предварительная работа:
1. Постановка проблемной ситуации – ученый кот, живущий в группе очень умный, но совсем ничего не знает о таком празднике как Новый год.
2. Коллективное решение детей, о том, что нам потребуется помощь родителей для составления презентаций к рассказу. Объявление для родителей в поиске информации и оформления рассказа.
3. Беседа с детьми о том, что в каждой группе есть видеокамера, которая записывает все что происходит в поле ее зрения.
4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение интересных для детей статей, книг, энциклопедий, которые они приносят в сад, на тему «Что за праздник Новый год».
5. Упоминание воспитателем при утренней беседе перед занятием, о возникновении важной новости, которую он сообщит на занятии.
Ход мероприятия:
дети сидят на ковре
В• Знаем ли мы с вами кого то, кто живет в далеком Великом Устюге? (Ответы детей: Д,М, и Снегурочка)
В: Вы правы дети! Снегирь принес весть от Снегурочки о том, что ей нужна наша помощь и сегодня она нам будет звонить. Именно поэтому мы здесь с вами и собрались.
Раздается звонок, на мониторе выведена программа скайп
В: ребята проходите на стульчики, наверняка это звонок от… (Дети Снегурочки)
Смотрим видео
В:
• Дети, если у нас какие-то знания, которые бы помогли Деду Морозу вернуть память? (ДА, НАШИ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ГОТОВИЛИ)
• Хорошо, мы сможем рассказать Дедушке Морозу и Снегурочке все, что узнали с вами про Новый год и его традиции, у нас в каждой группе есть прибор, который может все записать… Забыла, как он называется? (ВИДЕОКАМЕРА) Спасибо!
• Но как же эту запись увидит ДМ? (ОТПРАВИМ ПО ПОЧТЕ ОБЫЧНОЙ, ЭЛЕКТРОННОЙ, ОН ВОЛШЕБНИК И ТД)
• При каком варианте отправки видеозапись дойдет быстрее всего? (ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ)
Хорошо, приступаем, но я хочу вам напомнить о том, что видеокамера все запишет и когда Дедушка Мороз все вспомнит и отправится вновь дарить подарки, то получат их ребята, которые? (ВЕЛИ СЕБЯ ХОРОШО).
Отлично! Давайте порадуем ДМ!
И первым помощником ДМ будет
1) ___
2) ___
3) ___
4) ___
В: Рассказы изумительные! Понятные, интересные и полные!
Я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас на коврик, становитесь в большой круг.
Но ДМ еще слаб, и я думаю, что записанных видео ему достаточно на сегодня, но завтра мы можем записать остальные рассказы детей. Вы со мной согласны? (ДА)
Хорошо, а сейчас пока я отправляю видео по эл. почте, вам предлагаю смастерить открытку для ДМ в необычной, но уже знакомой нам технике рисования, какой? (ЭБРУ) проходите пожалуйста за столы, Полина У. научит вас мастерить открытку для ДМ, будьте внимательны и у вас получится замечательная открытка на радость дедушке.
РИСУЕМ
В: Покажите мне пожалуйста ваши работы, какие вы у меня молодцы!
• Что в нем? (ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ)
ЧИТАЕМ ПИСЬМО
В: Здорово! Наша работа помогла ДМ и Снегурочке!
Посмотрите какие замечательные медали!
Нужно скорее их вам раздать. Подождите, наш ученный кот хочет что-то у вас спросить.
ВЗЯЛА КОТА
• Кто звонил вам и что хотел?
• Как же так получилось, что ДМ потерял память?
• Удалось ли вам помочь ДМ?
• Что вам больше всего понравилось?
В: А мне понравилось, что вы были внимательными, активными, изобретательными, хорошо подготовили свои проекты, прекрасно выступили и я кое что поняла, вы у меня стали взрослыми и я вами горжусь!
В: Кот Ученый, а давай мы поиграем с ребятами игру «ДА-НЕТ», посмотри какая веселая игра. Если ответ «да», то дети будут хлопать, если ответ «нет», то топать.
• Приходил к вам в гости гном?
• Сложно ли вам было?
• Приходил к вам в гости Том?
• Кот ученый приходил?
В: Кот ученый сказал, что ему с вами очень было интересно, но уже пора домой в книжный уголок. Он пригласил вас всех в гости, почитать новую интересную книгу.
Вот ваши медали помощников ДМ, дети, а что же нам делать с открытками? Как передать их ДМ? (ОТПРАВИТЬ ПОЧТОЙ)
Хорошо, именно так мы и поступим, когда высохнет краска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...