Конспект занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Устинова Марина Никоноровна

формировать представления о празднике новый год,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл что такое новый год28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №92 «Ладушки» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект итогового занятия в подготовительной школе группе

Что такое Новый год?

Составила воспитатель

Устинова Марина Никоноровна

г. Нижнекамск,2023

Цель: формировать представления о празднике новый год,

Задачи:

• Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;

•Продолжать учить отгадывать загадки;

• Развивать речь детей: учить давать полные и развернутые ответы;

• Развивать интерес к новогоднему празднику.

• Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям народов других стран, эмоциональную отзывчивость в связи с подготовкой к Новому году, стремление оказать помощь.

Материалы и оборудование: презентация «Что такое Новый год», картинки с изображением елочных игрушек и предметов, не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику», фотографии детей на празднике в семейном кругу.

Предварительная работа: беседы о семейных традициях встречи Нового года, разучивание стихов и песен к празднику, беседы о безопасности во время проведения праздников, чтение книги В.Сутеев «Новогодние истории», просмотр мультфильмов, сюжетно- ролевая игра «Семья. Подготовка к празднику».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, на нашей планете Земля есть много разных стран. Все они разные и красивые. В этих странах живут народы разных национальностей. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции и праздники. Но, пожалуй, у всех народов есть общий, любимый всеми праздник, который любят одинаково и взрослые и дети, потому что этот праздник дарит сказку, чудо и подарки.

Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.

«Что за праздник на дворе

Наступает в декабре?

В это время все вдруг рады,

Малыши подарков ждут,

Ради нескольких минут

Собирается семья:

Мамы, бабушки, родня.

И держа в руках бокалы,

Сосчитав часов удары,

Все от радости визжат,

Шутят, прыгают, шалят.

Прочь кошмары и ненастья,

В эту ночь ждут только счастья,

Это праздник без хлопот,

Это праздник - (Новый год)!

Воспитатель: Правильно ребята, это Новый год. Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год». (музыка и слова Е. И. Морозовой)

2. Беседа о появлении Нового года.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?

(ответы детей).  

Новый год мы сейчас встречаем зимой. А были времена, когда этот праздник отмечали осенью. Заканчивались самые тяжелые работы, с полей убирался богатый урожай.... Но русский царь Петр 1 постановил отмечать этот праздник зимой, вместе с другими странами и народами 1 января.

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем,

фруктами, орехами и даже овощами. В каждом доме готовились к этому волшебному празднику. Чисто убирали дом, готовили всякие вкусности. И в каждый дом из леса приходила пушистая красавица-гостья.

Её всегда в лесу найдём-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлка).

Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает.

Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.

Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.

3. Физминутка «Новый год»

У всех Новый год,

И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.

Воспитатель: Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково? (Ответы детей).

Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.

Воспитатель показывает слайды с изображением столицы Англии – Лондона.

Воспитатель: Это Лондон – столица Англии. Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.

Воспитатель показывает слайд с изображение Берлина – столицы Германии.

Воспитатель: А это ребята Берлин – столица Германии. Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

Воспитатель показывает слайд с изображением Парижа – столицы Франции.

Воспитатель: А это Париж – столица Франции. Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Воспитатель показывает слайд с изображение Токио – столицы Японии.

Воспитатель: А это, ребята. Токио – столица Японии. Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год. Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.

Воспитатель показывает слайд с изображением Москвы – столицы России.

Воспитатель: Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.

- А кто же является самыми главными героями на нашем празднике? Без кого у нас не обходится ни один Новый год? (Ответы детей).

-  Конечно, это Дед Мороз! В начале зимы он сердитый и суровый. Это он приносит нам зимнюю стужу, трескучие морозы, разукрашивает наши окна красивыми узорами. Но к Новому году он добреет, приходит к нам на праздник с поздравлениями и подарками. У этого дедушки много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат!

На улице дедушка к ним пристаёт –

За пальцы хватает, за уши дерёт,

Кусается, щиплет, доводит до слёз.

У внуков краснеют и уши, и нос...

Но вечер приходит счастливый в году

Сердитого дедушку в гости все ждут.

Подарки приносит он, добрый на вид

И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз).

-А в гости он разве один приходит поздравлять с праздником? (Ответы детей).

-  Да, он приходит со своей любимой внучкой - Снегурочкой. Только в России есть такая снежная девочка. В других странах дед Мороз ходит один. А в России так полюбили добрую снежную Снегурочку, что придумали про нее много сказок, песен, сочинили музыку, сняли интересные мультфильмы. Вы, наверное, видели и сказку, и мультфильмы про Снегурочку? Что вам там понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Воспитатель: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год? Дети показывают свои семейные фотографии и рассказывают о том, как они дома отмечают праздник. (Рассказы детей о семейных традициях).

5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель: А вы знаете, почему елку наряжают и украшают? Когда-то давно считалось, что в пушистых ветвях елочки или сосны живут разные таинственные человечки. И вот, чтобы их задобрить, елки украшали конфетами и игрушками. Не всегда елку рубили в лесу. Жалко ведь рубить такое красивое зеленое деревцо! Лучше, если оно и дальше будет расти в лесу и радовать своей красотой еще много лет. Люди просто выходили на улицу, наряжали елку во дворе или в лесу, если он находился рядом, водили возле нее хороводы, разводили костер и веселились до самого утра.

Воспитатель: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (Ответы детей).

- Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку? (Ответы детей).

Игра «Нарядим елку к празднику». Дети делятся на две команды. Перед ними магнитные доски с изображением ёлочек и ёлочных игрушек, и предметов, не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, Снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.) Дети приступаю к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.

Воспитатель: Обычай приносить ёлку в дом и украшать её родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах ёлку украшают фигурками ангелов, свечками, звёздочками. Давайте послушаем стихотворение про елочку:

   Мне ёлку, купили, мне ёлку купили!

   В лесу на опушке её не рубили.

   А сделали ёлку на добром заводе

   Хорошие дяди, весёлые тёти.

   Скорей приходите, скорей поглядите

   На елку из тонких серебряных нитей.

   Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

   Задень - и она зазвенит еле слышно.

   А ёлка лесная осталась живая,

   Стоит на опушке, макушкой кивая,

   Кому? Никому! Просто ветру, метели,

   Такой же красивой не срубленной ели.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнем и немного поиграем. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно – хлопайте в ладоши, ну а если вдруг не верно – топайте.

Что весит на нашей елке?
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вики, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Елочки лучистые?
Там сияет как всегда
Очень яркая, большая
Пятикрылая …(звезда)

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.

Воспитатель загадывает загадки:

1.Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

2.Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит…(Снежок)

3.Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

4.Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

5.«Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год».

(месяц декабрь)

6.Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

7.Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год)

8.Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

9. С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

10. «Раз, два, три! — Звучит команда, —

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

11. На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые …» (шары).

12. С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки, и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

13. По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

14. С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки).

15. Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

16.Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

Воспитатель: Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

7. Итог занятия.

Воспитатель: Наше с вами путешествие подошло к концу. Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

-  Не за горами и у нас Новый год. Наверное, Снегурочка уже помогает Деду Морозу готовить подарки к празднику. Вот и в группу к нам уже пришла ёлочка.

Новый год, Новый год,
Он стучит у ворот:
- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Я ваш друг, я ваш друг!
До свидания! Веселых праздников и зимнего настроения!

Конспект итогового открытого занятия в подготовительной группе по теме:

«Что за праздник Новый год?»

Цель: Расширение представлений о Новогоднем празднике.

Задачи:

1) Расширить представления детей о происхождении праздника и его традициях;

2) Расширить и актуализировать словарный запас детей;

3) Закреплять умение детей публично выступать;

Предварительная работа:

1. Постановка проблемной ситуации – ученый кот, живущий в группе очень умный, но совсем ничего не знает о таком празднике как Новый год.

2. Коллективное решение детей, о том, что нам потребуется помощь родителей для составления презентаций к рассказу. Объявление для родителей в поиске информации и оформления рассказа.

3. Беседа с детьми о том, что в каждой группе есть видеокамера, которая записывает все что происходит в поле ее зрения.

4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение интересных для детей статей, книг, энциклопедий, которые они приносят в сад, на тему «Что за праздник Новый год».

5. Упоминание воспитателем при утренней беседе перед занятием, о возникновении важной новости, которую он сообщит на занятии.

Ход мероприятия:

дети сидят на ковре

В• Знаем ли мы с вами кого то, кто живет в далеком Великом Устюге? (Ответы детей: Д,М, и Снегурочка)

В: Вы правы дети! Снегирь принес весть от Снегурочки о том, что ей нужна наша помощь и сегодня она нам будет звонить. Именно поэтому мы здесь с вами и собрались.

Раздается звонок, на мониторе выведена программа скайп

В: ребята проходите на стульчики, наверняка это звонок от… (Дети Снегурочки)

Смотрим видео

В:

• Дети, если у нас какие-то знания, которые бы помогли Деду Морозу вернуть память? (ДА, НАШИ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ГОТОВИЛИ)

• Хорошо, мы сможем рассказать Дедушке Морозу и Снегурочке все, что узнали с вами про Новый год и его традиции, у нас в каждой группе есть прибор, который может все записать… Забыла, как он называется? (ВИДЕОКАМЕРА) Спасибо!

• Но как же эту запись увидит ДМ? (ОТПРАВИМ ПО ПОЧТЕ ОБЫЧНОЙ, ЭЛЕКТРОННОЙ, ОН ВОЛШЕБНИК И ТД)

• При каком варианте отправки видеозапись дойдет быстрее всего? (ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ)

Хорошо, приступаем, но я хочу вам напомнить о том, что видеокамера все запишет и когда Дедушка Мороз все вспомнит и отправится вновь дарить подарки, то получат их ребята, которые? (ВЕЛИ СЕБЯ ХОРОШО).

Отлично! Давайте порадуем ДМ!

И первым помощником ДМ будет

1) ___

2) ___

3) ___

4) ___

В: Рассказы изумительные! Понятные, интересные и полные!

Я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас на коврик, становитесь в большой круг.

Но ДМ еще слаб, и я думаю, что записанных видео ему достаточно на сегодня, но завтра мы можем записать остальные рассказы детей. Вы со мной согласны? (ДА)

Хорошо, а сейчас пока я отправляю видео по эл. почте, вам предлагаю  смастерить открытку для ДМ в необычной, но уже знакомой нам технике рисования, какой? (ЭБРУ) проходите пожалуйста за столы, Полина У. научит вас мастерить открытку для ДМ, будьте внимательны и у вас получится замечательная открытка на радость дедушке.

РИСУЕМ

В: Покажите мне пожалуйста ваши работы, какие вы у меня молодцы!

• Что в нем? (ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ)

ЧИТАЕМ ПИСЬМО

В: Здорово! Наша работа помогла ДМ и Снегурочке!

Посмотрите какие замечательные медали!

Нужно скорее их вам раздать. Подождите, наш ученный кот хочет что-то у вас спросить.

ВЗЯЛА КОТА

• Кто звонил вам и что хотел?

• Как же так получилось, что ДМ потерял память?

• Удалось ли вам помочь ДМ?

• Что вам больше всего понравилось?

В: А мне понравилось, что вы были внимательными, активными, изобретательными, хорошо подготовили свои проекты, прекрасно выступили и я кое что поняла, вы у меня стали взрослыми и я вами горжусь!

В: Кот Ученый, а давай мы поиграем с ребятами игру «ДА-НЕТ», посмотри какая веселая игра. Если ответ «да», то дети будут хлопать, если ответ «нет», то топать.

• Приходил к вам в гости гном?

• Сложно ли вам было?

• Приходил к вам в гости Том?

• Кот ученый приходил?

В: Кот ученый сказал, что ему с вами очень было интересно, но уже пора домой в книжный уголок. Он пригласил вас всех в гости, почитать новую интересную книгу.

Вот ваши медали помощников ДМ, дети, а что же нам делать с открытками? Как передать их ДМ? (ОТПРАВИТЬ ПОЧТОЙ)

Хорошо, именно так мы и поступим, когда высохнет краска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...