Консультация для педагогов «Общение между педагогами»
консультация

Глебова Ольга Сергеевна

Современная действительность выдвинула новые требования к профессиональной подготовке педагога, работающего в системе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_mezhdu_pedagogami.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

      Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

                       

Консультация для педагогов

 «Общение между педагогами»

В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учереждение»

Клуб «Педагогический всеобуч»

                                                                           Воспитатель: Глебова О.С

 Современная действительность выдвинула новые требования к профессиональной подготовке педагога, работающего в системе дошкольного образования. Возник вопрос о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в котором есть реальная потребность. Реально востребованным и защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований. Притча об устрице и орле (Эта притча основана на истории из древнеиндийской мифологии о том, как был создан человек) Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала. Только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала… Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу. Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой. В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни. Постоянно учась и развиваясь, мы делаем выбор между двумя формами существования. Устрица означает людей, которые не стремятся расширять свой горизонт. Очень часто в таком случае им приходится всю жизнь делать одно и то же. Кто решается жить как орел, выбирает, наверняка, нелегкую дорогу. Скорее всего, есть только одна возможность пройти ее до конца – мы должны научиться находить удовольствие в учебе и развитии. Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Препятствия и проблемы становятся, с этой точки зрения, уроками. Сегодня, когда в современном обществе происходят изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, необходимость повышения профессионально - педагогической культуры педагогов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки участников образовательного процесса. Большое значение для успешной педагогической деятельности имеет готовность и умение выстраивать отношения, вести активные диалоги с коллегами, решать педагогические ситуации и задачи. Для этого важна педагогическая культура педагога, его владение приемами и техниками делового общения. Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, а так же обязательно соблюдение общих этических принципов делового общения в педагогическом коллективе. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях: - между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями), - между самими образовательными учреждениями, - внутри данного образовательного учреждения - между руководителем и педагогическим коллективом, - между педагогами (членами данного педагогического сообщества). В деловом общении можно выделить три основных вида отношений. Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

 • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;

 • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.

 • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,

 • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство. Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».

 Некоторые принципы общения «по горизонтали»:

 • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

 • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

 • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

 • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

 • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Одной из главных предпосылок успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В.Л. Бенин, К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога. Рассмотрим структуру культуры делового общения педагога ДОУ. Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура специалиста: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению. Показателями культуры речи в деловом общении являются:

  словарный состав (исключаются жаргонные слова, диалектизмы);

  словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

  произношение;  грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

  стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений). Особых знаний, умений и навыков требует искусство педагогов выступать публично. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Умение педагогов вести диалог и выстраивать деловые отношения на высоком творческом и культурном уровне еще не стало профессиональным достоянием каждого участника педагогического процесса. Внешний облик и поведение специалиста также является неотъемлемой частью его деловой культуры. Дошкольные учреждения всегда предназначались, чтобы на начальном этапе воспитывать и обучать чему-либо формирующуюся личность ребёнка. Сегодня функция присмотра за детьми в дошкольных воспитательных учреждениях - одна из важных для общества, но не единственная, дошкольные учреждения предоставляют образовательные услуги и являются начальным звеном общей образовательной системы. Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться, поэтому соблюдение педагогами норм делового этикета в отношении своей внешности и поведения в образовательном учреждении, повышает его эффективность в ситуациях делового взаимодействия. Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям. Не менее важным компонентом культуры делового общения является коммуникативная компетентность специалиста, в состав которой входят следующие навыки:

1) умение вступать в контакт;

 2) умение задавать вопросы;

 3) умение вести «малый разговор»;

 4) умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений; 5) умение услышать и понять партнера;

 6) умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить;

 7) умение передать партнеру, что его услышали и поняли;

8) умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др. В профессиональном стандарте – соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. В правилах внутреннего распорядка. П.7.2.2. Все работники ДОУ обязаны проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдать дисциплину, профессиональную этику. В должностной инструкции тоже прописано, что воспитатель должен знать этику. Шуточная притча о воспитателе. Когда родился новый воспитатель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: "Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети". И сказала вторая фея: "Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что, нет благороднее призвания дарить « свое сердце детям». И сказала третья фея: "Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих воспитанниках". Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом сказала: Но ты вечно писать планы, готовиться к педагогическим советам, все мысли твои будут, в детском саду и только о детском саде и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно! Воспитатель: "Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те воспитатели, которые решили связать свою жизнь с детским садом, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских отношений между педагогами и воспитанниками в процессе игровой деятельности

Выступление на педагогическом совете детского сада воспитателя средней группы...

Использование Интернет- сайта детского сада для информационного общения между педагогами и родителями

    Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социол...

Спортивные соревнования между педагогами района "Будь здоров педагог"

Пропаганда  здорового образа жизни. Укрепление дружеских  связей между  педагогами  детских  садов....

"Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении."

Материал направлен на оказание помощи педагогам в непосредственной работе с родителями. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог-родитель" таит в себе ряд конфликтных ситуаций н...

«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»

laquo;Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»...