«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»
материал
«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_mezhdu_pedagogami_i_roditelyami._rol_sotsialnogo_pedagoga_v_ih_razreshenii_kopiya.docx | 110.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 81 «Островок» города Смоленска
«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»
Автор: Горбунова Е.С.
Социальный педагог
Я хочу начать свойдоклад с одной восточной истории, которая отражает работу социального педагога.
«Протяни ты ему руку»
«В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. « Дай же мне руку!» - всё повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».
Так и мы с вами уважаемые коллеги протягиваем руки тем, кто тонет в своих проблемах, часто их даже не замечая. Социальный педагог – это тот спасательный круг, который помогает всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам, и родителям, и педагогам.
Известно, что жизнедеятельность любого социума, невозможна без каких – либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений педагога с семьей воспитанника. При этом с обеих сторон происходят многократные выбросы негативных эмоций, сопровождающиеся поведенческими взрывами, враждой. Педагоги должны уметь предупреждать конфликты или, по крайней мере, гасить их в зародыше.
К сожалению, не всегда это получается и тогда на помощь приходит социальный педагог. Педагоги работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые из них иногда переживают беспомощность. И наша задача вывести человека из такого состояния, постараться помочь понять, почему так получилось.
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит. Работая с педагогами, мы и стараемся убедить их, что всё можно уладить спокойно.
Сложнее обстоят дела с родителями. Родители, как правило, приходят уже готовые к конфликту, начинают с атаки на педагога т. к. у многих родителей, к сожалению, мнение о них складывается из общения с детьми и услышанного в средствах массовой информации. Причин таких конфликтов много, педагоги и родители видят их по-разному.
Многие из родителей видят причины конфликтов с педагогами в том, что:
- некомпетентность педагога: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;
- неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;
- педагоги всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
- успеваемость ребенка: необъективно оценивает, завышенные требования;
- унижают детей, оскорбляют их;
- плохо высказываются о родителях при детях
А вот педагоги назвали следующие причины своих конфликтов с родителями:
- «совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а претензии предъявляют педагогу»
- «считают, что только педагоги должны воспитывать их детей». И т. д.
- слишком высокого мнения о своем ребенке;
- родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за детским садом;
- ни во что глубоко не вникают;
- поверхностно судят о педагогах;
Но каковы бы, ни были причины конфликтных отношений между педагогами и родителями, жертвой их противостояния становится ребенок.
И чтобы не происходило таких конфликтов, мы подсказываем педагогам некоторые приемы, чтобы их избежать:
- в споре поможет доброжелательная манера общения;
- важно никогда не сравнивать ребенка с другим, а лишь с самим собой;
- не следует навязывать собеседнику даже правильную мысль; категорическое несогласие с родителем лучше заменить фразами: «Мне кажется…», «Мне близка другая точка зрения…» и др. Юмор, шутка, направленные на себя, помогут педагогу смягчить любую острую ситуацию.
- решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
- адекватно воспринимать, сознавать сутьконфликтас точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: "Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров).
- быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
- попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
- не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
- уметь аргументировано высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
- в минуты торжества над другим давайте ему возможность«спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.
- искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легкопоправимыми.
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения крайне важно.
5 способов выхода из конфликтных ситуаций
Конкуренция, противоборство – стремление настоять на своём путём открытой борьбы.Этот способ выбирается, если проблема имеет очень большое значение для участников конфликта; оппонент уверен, что предлагаемое им решение изменению не подлежит; участник конфликта ничего не теряет или лишён другого выбора.
Уклонение, избегание – стремление не брать на себя ответственность за принятие решения. Он выбирается, если проблема не заслуживает траты сил и времени; возможен другой путь в достижении цели; столкновение происходит между равными по силе противниками; оппоненты чувствуют свою неправоту; требуется отсрочить решение, для более основательной подготовки.
Компромисс – урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого.Этот вариант берётся тогда, когда интересы сторон полностью не раскрываются и недостигаются. Он опасен тем, что через некоторое время может повториться. Но его выбирают, если все другие стили не приносят эффекта.
Приспособление, уступка – стремление сохранить и наладить благоприятные отношения.Эту тактику применяют, если участники не очень озабочены решением конфликта и готовы уступить позиции друг другу; оппоненты уступают друг другу в малом, чтобы сохранитьбольшее; создается тупиковая ситуация, требующая снижения накала страстей; имеется желание одного оказать поддержку другому.
Сотрудничество – поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон в ходе открытого обсуждения. Необходимость в нем появляется тога, когда силы сторон равны; каждая сторона желает обсудить спорные вопросы в спокойной обстановке и не смотря на конфликт доверяет друг другу.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтнойситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Педагоги выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. И тут Важно осознавать, что сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла. Ведь наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роли социального педагога в детском саду
Роль социального педагога в ДОУ, функциональные обязанности, нормативно- правовая основа, консультации и рекомендации для воспитателей....
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Роль социального педагога в Службе ранней помощи
Организация работы с семьей в СРП. Конспект группового сеанса с детьми раннего возраста...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ – ДЕТЕЙ – РОДИТЕЛЕЙ ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Педагоги: Андреева Е.В. и Труль Т.А. Дата: 27 мая 2015. Возрастная группа: 2 средняя
1Приветствие.2. Стихи о каждом члене семьи.3.Игра с волшебным мешочком.4.Конкурс "Мой дом - моя крепость".5.Конкурсы с родителями....
"Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении."
Материал направлен на оказание помощи педагогам в непосредственной работе с родителями. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог-родитель" таит в себе ряд конфликтных ситуаций н...
"Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями" (по Томасу Гордону) - методическая разработка для педагогов и родителей
Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор.Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтну...