Исследовательская работа «Лавовая лампа»
проект (младшая группа)

Шимолина Светлана Александровна

Цель проекта:

Познакомить с историей появления светильников, их разнообразием. Воспитывать потребность ребёнка получать новую информацию о предметах освящения.

Объект исследования: Лавовая лампа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavovaya_lampa_proekt.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

 Кулундинского района Алтайского края.

Муниципальный  конкурс исследовательских работ

дошкольников "Я-исследователь"

Номинация: гуманитарная

Исследовательская работа

 «Лавовая лампа»

Авторы:

Фролова Дарья

                                                      Воспитанница подготовительной  группы № 5  

Руководитель:

воспитатель

Шимолина Светлана Александровна

с. Кулунда

2022 г.

Авторы проекта:

Фролова Дарья, воспитанница подготовительной группы № 5.

Руководитель: Шимолина Светлана Александровна воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района  Алтайского края.

Вид, тип проекта: экспериментально-исследовательский, краткосрочный (1месяц), индивидуальный.

Цель проекта: 

Познакомить с историей появления светильников, их разнообразием. Воспитывать потребность ребёнка получать новую информацию о предметах освящения.

Объект исследования: Лавовая лампа.

Место проведения: МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края.

Сроки проведения: январь-февраль 2022г.

Виды детской деятельности: экспериментально-исследовательская деятельность. 

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Ожидаемые результаты: презентация проекта, мини-музей светильников.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Определение темы, целей и задач проекта «Лавовая лампа»
  • Составление плана проекта
  • Подбор материала для реализации проекта
  1. Исследовательский этап.
  • Исследовательская работа по изучению различного материала о светильнике.
  1. Экспериментальная  деятельность.
  • Изготовление лавовой лампы
  1. Заключительный этап.
  • Создание мини-музея светильников.
  • Презентация результатов исследования

Введение:

Гипотеза: предположим, многие светильники можно изготовить в домашних условиях.

Цель: Собрать много разнообразной информации о истории появлении светильников; ответить на вопрос действительно ли существуют разные предметы освящения.

Задачи:

- узнать, о том какое было освящение в старые времена;

- узнать, что такое лавовая лампа, изучать принцип действия;

- создание лавовой лампы в домашних условиях.

А началось всё с того, что однажды вечером я пришла домой. А в комнате горит свеча, ужин не готов, телевизор и компьютер не работают. В чём причина? Почему в доме так скучно? На что, мне папа сказал: отключили электричество, большая поломка на подстанции. Когда будет свет не известно.

- А как же быть? Чем мне заняться?

Вдруг в комнату вошла моя бабушка и мне рассказала, что в далёкие времена не было электричества, люди жили без телевизоров, стиральных машин, электрических плит. Была только печь – на ней варили, сушили, грелись. А для освещения использовали , свечи , керосиновые лампы. Как они так жили?

Основная часть.

Я пришла в детский сад и рассказала об этом   Светлане Александровне. Многие дети тоже заинтересовались.  Мы решили побольше узнать  об истории света. Заглянули в энциклопедию.

Оказывается, когда человек жил в пещере, он разводил костёр. На костре готовили пищу, грелись , он и освещал жилище.

Когда люди стали жить в домах, огонь брали из печи и зажигали лучину для освещения. Мы посетили горницу, рассмотрели лучину. Это просто щепка заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой -  зажигали. Такое освещение было неудобно, мало света, быстро сгорает и сильно коптит.

Что же было делать? Люди заметили, если кусочек верёвки обмакнуть в масло и поджечь он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую ёмкость масло и поджигать его. Это верёвочка называется фитиль.

Такой светильник горел долго и ровно. Масляная лампа поудобней лучины, но она давала мало света и масло часто проливалось, бывали пожары.        

А что , если вместо жидкого масло использовать твёрдое сало – подумали люди. Потом человек стал мастерить свечки. А ещё позже появились керосиновые лампы.

Мы побывали в музее там увидели много разных старинных ламп.

Наталья Михайловна рассказала нам об истории создания первой керосиновой лампы. Оказывается её изобрёл аптекарь в  1853 году в городе Львове. В лампе вместо масло использовался керосин, который аптекарь получил в своей аптеке. Сверху на такую лампу одевали стекло. Она горела ярче и дольше масляных ламп, и свечей и была более безопасной.

В память о создателях керосиновой лампы был установлен памятник в городе Львове. Потом один очень умный человек изобрёл электрическую лампу. Она горит ярко, это удобно и безопасно. Теперь люди редко пользуются керосиновыми лампами и свечками. В наших домах много разных красивых светильников. Сегодня любой малыш может щёлкнуть выключателем и загорится свет. Как же нам повезло!

Лампочки бывают самые разные: яркие и не очень: медицинские и шахтёрские.

Нас это так заинтересовало. Светлана Александровна предложила сделать в группе мини-музей «Выставка света». Дети принесли в группу фонарики, лампы, свечи – старинные и современные.

Однажды моё внимание привлёк интересный светильник, который я увидела в интернете. Он показался мне волшебным. Яркие пузырьки, то поднимались вверх, то опускались вниз. Что это за лампа? И почему в ней двигаются пузырьки? Тогда мы решили узнать более подробную информацию об этой чудо-лампе.

Я узнала, что это «Лавовая лампа» - декоративный светильник и оказалось её можно сделать своими руками.

Изобрёл лавовую лампу 1963 году английский учёный.

Мы решили сделать лавовую лампу своими руками. Это так занимательно, увлекательно!

Не забывайте , ребята, что все опыты нужно проводить вместе со взрослыми, быть аккуратными!

Мы узнали, что внутри настоящей лавовой лампы находится парафин, который при нагревании становится легче, чем масло и всплывает наверх, поэтому пузырьки двигаются.

Мы же будем использовать две жидкости, которые никогда не смешиваются: масло и воду. А для того, чтобы капельки двигались, будем использовать соль.

Нам понадобится:

  1. Стеклянная ёмкость
  2. Вода
  3. Пищевые краситель (можно заменить красками и даже соком)
  4. Растительное масло
  5. Соль
  6. Фонарик

  Опыт 1.

  Гипотеза: Наливаю в стакан воды , добавляю красителя юбого цвета. Перемешиваем. Вода окрасилась и стала цветная. Аккуратно добавляю растительное масло. Масло с водой не смешалось, осталось сверху, потому что масло легче воды. А теперь самое интересное! Мне необходимо оживить лава-лампу. Всыпаю соль. И наша лампа оживает!

  Вывод: Опыт удался, потому, что тяжёлая соль опускается на дно, захватывает с собой масло. Соль на дне рассыпается, а масло возвращается наверх. Получается танец пузырьков.

  Опыт 2.

  Гипотеза. Предположим, что шипучая витаминка более оживит нашу лавовую лампу. А вместо воды берём сок. Наливаем растительное масло в сок. Видим , что масло с соком не смешалось. Оживляю свою лампу. Опускаю витаминку. Что же мы видим? Наша лампа ожила. Пузырьки газа двигают капельки масло. Получается интересный и очень красивый эффект лавы. А если посветить фонариком, то мы увидим настоящее волшебство.

Вывод: Опыт удался. При добавлении шипучей витаминки в раствор сока и масло происходит более эффектный «танец» пузырьков.

Это интересно! А вы знали, что

  1. Учёными было доказано, что десять минут просмотра на лава-лампу снимает усталость и успокаивает.
  2. С помощью этого светильника можно делать гимнастику для глаз.
  3. Создаёт в комнате уютную атмосферу.
  4. Можно использовать , как ночник.

Вывод: В результате такого интересного исследования, я узнала историю появления светильников и даже смогла сама изготовить один из них. Мне очень понравилось быть исследователем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Лавовая лампа"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на расширение представлений детей о свойствах воды и масла....

Опыт тьюторского сопровождения тема «Лампа» для детей дошкольного возраста

Тема нашего исследования появилась из-за возникшей проблемы, в группе, перегорела электрическая лампа. Детям всегда интересно, когда такое происходит, они начали задавать вопросы: «Почему темно?...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме: «Удивительные жидкости. Растворы. Эмульсии» и «лава-лампа».

Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и с...

Исследовательский проект «Волшебная лампа»

Цель: создание макета действующей лавовой лампы.Задачи:  Изучить историю создания, устройство и основные принципы работы лавовой лампы.Подобрать необходимые детали и компоненты для создания лампы...

Проект по исследовательской деятельности «Лавовая лампа»

Лава лампа - это декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную колбу с прозрачным / непрозрачным (в зависимости от цвета) маслом и парафином, снизу которых расположе...

Исследовательская работа на тему: «Лава-лампа»

Лава-лампа-декоративный светильник, который состоит из прозрачной стеклянной емкости, заполненной прозрачным маслом и полупрозрачным парафином;снизу которых расположена лампа накаливания. Лампа нагрев...