Удивительный воздух
опыты и эксперименты (средняя группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средне-старшей группе общеразвивающей направленности «Удивительный воздух»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по ппытно-экспериментальной деятельности | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средне-старшей группе общеразвивающей направленности «Удивительный воздух»
Программное содержание:
- формировать целостное восприятие окружающего мира;
- развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей.
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
- Активизировать речь и обогатить словарь детей (воздух сжимается и расширяется, лаборатория, учёные, кляксография).
- Совершенствовать опыт использования нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал к занятию: целлофановые пакеты на каждого ребёнка, одноразовые стаканы с водой и коктейльные трубочки на каждого ребёнка, куски резины и резиновые игрушки на каждого ребёнка, большая ёмкость с водой, зелёные и красные карточки на каждого ребёнка, воздушные шары на каждого ребёнка, краска по количеству детей, листы бумаги формата А 4, непроливайки на каждого ребёнка, 2 ёмкости с холодной и тёплой водой, мультфильм «Воздух вдохновения» из серии Смешарики.
Оборудование: Экран, проектор, магнитофон.
Предварительная работа: чтение сказки Носова «Приключение Незнайки и его друзей», глава «Путешествие на воздушном шаре», «Как Знайка придумал воздушный шар», «Над облаками». Рассматривание иллюстраций, картин «Дела ветра», «Об охране чистоты воздуха». Беседа «Как воздух нужно охранять, «О роли воздуха в жизни растений, животных, человека». Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха. Игры с ветром. Рисование с использованием нетрадиционной техники – кляксографии, заготовка желаний для шариков.
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
(Просмотр мультфильма)
Воспитатель: Ребята, скажите, о чём был мультфильм?
Дети: Про воздух
Воспитатель: Правильно! А для кого ещё он нужен?
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох.
Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды?
Дети: Месяц.
Воспитатель: А без воды?
Дети: Неделю.
Воспитатель: А без воздуха?
Дети: несколько минут.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
- соблюдать тишину,
- не перебивать друг друга,
- не мешать друг другу,
- работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Повторим, как себя нужно вести в лаборатории?
Дети повторяют правила
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: итак, начнем наши опыты, ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.
Рассуждение детей
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух – надуть пакет. Для этого нужно хорошо раскрыть пакет, вдохнуть в него воздух и закрутить его. Что произошло с пакетами?
Дети: Они надулись).
Воспитатель: Что в них находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите свою ладонь, поднесите её к лицу и подуйте на неё. Что вы чувствуете?
Дети: Воздух.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?
Дети: Не знаем.
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Вы знаете, что воздух иногда можно увидеть. Я сейчас постараюсь его показать. Для этого понадобится баночка с соломинкой. (Один конец соломинки берёт в рот, другой опускает в воду и дует). Что вы видите в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что дули в трубочку с разной силой.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Настя, возьми и опусти. Что с ней стало?
Настя: Она утонула.
Воспитатель: А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Артём, опусти. Что с ней стало?
Артём: Она не тонет.
Воспитатель: Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода (повторим все вместе).
Эксперимент № 4 «Расширение-сжатие воздуха»
Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
Воспитатель: Почему так происходит? Как вы думаете?
Дети: Воздух расширяется.
Воспитатель: Воздух при нагревании расширяется, ему становится тесно в бутылке, и он перемещается в шарик.
Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом (или холодной водой, снегом).
Воспитатель: Что происходит с шаром сейчас?
Дети: Шар сдувается.
Воспитатель: Почему сдулся шар?
Дети: Потому что воздух сузился.
Воспитатель: Воздух в бутылке охлаждается и сжимается и весь воздух, который был в шарике, возвращается обратно в бутылку, и шарик сдувается.
Вывод: Воздух как любое вещество или предмет состоит из множества маленьких частичек. Представьте, что это маленькие человечки, т. к. воздух – это газ, то человечки очень подвижны, любят бегать прыгать и не держатся за руки.
Игра «Зелёный, красный»
Воспитатель: давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки - одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух прозрачный
Воздух тяжелее воды.
Человек не может жить без воздуха.
Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
Воздух можно увидеть с помощью воды и трубочки, если в неё подуть?
Когда ставишь бутылку с шариком в тёплую воду, шарик надувается, воздух расширяется!
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Как называется эта техника?
Дети: Кляксография.
Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны
Дети пробуют рисовать - играет музыка
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Да.
Воспитатель: Какая работа в лаборатории вам показалась самой интересной?
Дети: Когда надувался шарик.
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Как называется техника рисования воздухом?
Дети: Кляксография
Наше занятие подошло к концу, Артём был самый активный, а Настя самая внимательная и т. д.
А вот воздуху тоже понравилось, с вами экспериментировать, и он вам принёс поощрение, воздушные шары.
Воспитатель раздаёт детям воздушные шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности«Удивительный воздух»подготовительная к школе группа...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный воздух»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности...
План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха...
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Расширение знаний детей о свойствах воздуха...
КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха» «Удивительный воздух»
КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха «Удивительный воздух»Цель: Обобщение и закрепление знаний детей, полученных в ходе экспериментальной деятельности по теме "Воздух&qu...
Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)...