Выступление из опыта работы в рамках районной методической недели
материал
Современные методы и приемы работы воспитателя в дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_veselkova.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 189 «Солнышко», г. Камень – на – Оби,
Каменского района, Алтайского края
Выступление из опыта работы
в рамках районной методической недели
«Современные методы и приемы работы воспитателей
МБДОУ «Детский сад № 189»
Выполнил: Веселкова Г.А.
старший воспитатель
высшая квалификационная категория
2023 г.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей работе педагоги нашего детского сада используют как традиционные методы и приемы работы с детьми: (СЛАЙД 2), так и инновационные.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие современные образовательные технологии в организации учебного процесса:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Интерактивные технологии: - технологии построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
- Метод проблемного обучения в детском саду
- Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников в нашем ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика простудных заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организации прогулок и т.д.);
- валеологическое образование родителей (законных представителей) воспитанников (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление педагогов с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы физкультурные центры. Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
6. Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7. Ежедневно после сна проводится оздоровительная гимнастика босиком.
Какие здоровье сберегающие образовательные технологии
используются в работе с родителями?
* консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней,
* соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях,
* осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях;
* папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями,
* практические показы (практикумы);
* анкетирование;
* совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;
* памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
* дни открытых дверей;
* обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы);
* выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье воспитанников.
Метод проектирования.
В нашем детском саду каждый педагог использует технологию проектной деятельности, которая носит характер сотрудничества, в ней принимают участие не только воспитанники педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, это помогает им обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Воспитанники ДОУ вместе с родителями принимали участие в проекте «Посади дерево», целью которого было создание экологической среды на территории детского сада и привлечение детей и родителей к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической обстановки.
Вот уже второй раз в нашем детском саду реализуется социально-образовательный проект «Безопасная дорога» разработанный по заказу и поддержке ООО «Хэнде Мотор СНГ» направленный на формирование у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дорогах, на информационную поддержку и вовлечение родителей в решение проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в нашем детском саду повышается качество образования.
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса:
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. «Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
Хоровод - выполнять задание по очереди Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Предвидение - метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. (например предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу». Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).
Синтез мыслей - метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
Карусель - работы в парах
Дискуссия - это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.
Мозговой штурм - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.
Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций) это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
Каждый педагог нашего детского сада занимается:
- подбором иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбором дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- оформление групповой документации, отчетов;
- созданием презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; проведение родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- используя современные гаджеты (телефоны, камеры, планшеты) и соответствующие программы для создания незамысловатых фильмов для детей и родителей, педагоги создают видеоролики «Из жизни группы», поздравительные, выпускной, «Как мы живем в нашей группе» и многие другие. И благодаря современным технологиям и созданием родительских чатов в мессенджерах Ватсап, Телеграмм, потом смогли посмотреть и родители и воспитанники других групп.
- оформление буклетов, визитных карточек групп, учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- ведением персонального сайта, пополнением социальных страниц детского сада, ведением родительских чатов в мессенджерах.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, и необходимость предметного познания окружающего мира, наш детский сад использует в работе специальную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» - детскую цифровую лабораторию для дошкольников. Цель которой: приоткрыть дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии с надеждой на дальнейшее изучение этих предметных областей в средней и старшей школе с большим интересом и желанием. Это увлекательная и доступная для детей цифровая лаборатория, в которой найдутся ответы на непростые вопросы.
В свое работе педагоги используют интерактивную доску — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.
Так же используя интерактивный метод обучения педагоги меняются группами, проводя занятия на детях других групп (параллельных), но одного возраста. Это вы сможете увидеть придя к нам 26 апреля на занятия групп для детей от 6 до 7 лет.
Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Метод проблемного обучения в детском саду.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, педагоги создают новую проблемную ситуацию. Создание проблемной ситуации, побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучает не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Игровая технология
Работу в образовательной деятельности с дошкольниками педагоги ДОУ строят так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу воспитанников менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Используя в работе игру, педагоги учитывают, что в игре обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь воспитатели использую игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. В нашем детском саду так же используют народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Технология интегрированного обучения
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития в форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. Педагоги нашего детского сада активно используют интегрированные занятия, проводят сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность; ставят проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
Каждый педагог (воспитатель) – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога (воспитателя), научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы в рамках городского методического объединения
Опыт работы был представлен в рамках ГМО по теме: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"...
Музыкальная сказка «Муха-цокотуха» (в рамках районной методической недели)
Музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха»(по мотивам сказки К.И.Чуковского)Звучит музыкальная тема, появляются два Коробейника. Идут по залу, играют в дудочки.1-й Коробейник : Одну...
Театрализованное представление «Гуси-лебеди» (в рамках районной методической недели)
Сценарий русской народной сказки «Гуси-лебеди»Занавес закрыт. Артисты за кулисами. Три звонка.Голос за кадром:Когда приходит к нам весна,Неся тепло и ласкуГостей мы приглашаем к намИ дарим...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация опыта (доклад) в рамках районного методического объединения "Наураша - цифровая лаборатория" 2022
В данной статье представлена информация о цифровой лаборатории "Наураша" и опыт реализации программы "Наураша" в старшей возрастной группе....
Представление опыта работы на заседании районного методического объединения воспитателей, 2021 (Презентация. Уголок ЗОЖ)
Презентация уголлка «Здоровое питание – здоровые дети». Дидактические игры по здоровому питанию...