Презентация опыта (доклад) в рамках районного методического объединения "Наураша - цифровая лаборатория" 2022
статья (старшая группа)

Марина Александровна Новгородова

В данной статье представлена информация о цифровой лаборатории "Наураша" и опыт реализации программы "Наураша" в старшей возрастной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

В век цифровых технологий, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий.

Применение цифровой лаборатории «Наураша» на занятиях по дополнительному образованию позволяет опытным путем подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений.

Лаборатория «Наураша» представляет собой компьютерную программу, главный герой которой, - мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагога и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. В комплектацию лаборатории также входят цифровые датчики «Божьи коровки», которые подключаются к компьютеру в качестве средств измерения. Датчиками «Божья коровка» оснащены все модули цифровой лаборатории.

В игровой форме вместе с главным героем дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, измеряют силу, узнают о пульсе, знакомятся с кислотностью и проводят увлекательные опыты с электричеством.

Наша лаборатория состоит из 8 модулей (лотков): «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле».

Состав каждого модуля индивидуален. Перечень необходимого оборудования и материалов представлен в пособии, находящемся в комплекте.

Оборудование в цифровых модулях обеспечивает проведение измерений и опыты, заложенных в компьютерной программе, необходимо добавлять лишь некоторые предметы (продукты) для проведения опытов. Так, например, при работе с модулем «Кислотность» нам понадобятся натуральные соки с различным уровнем кислотности (яблочный, лимонный, апельсиновый).

Получив данное оборудование передо мной встала задача разработать рабочую программу. Рабочая программа рассчитана на возраст детей от 5 до 7 лет. В программе я поставила перед собой

Цель: формирование и развитие познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Занятия с воспитанниками я начала проводить с сентября 2021 года. Занятия проводила один раз в недель по подгруппам. Это основной способ проведения занятий, при котором изображение выводится на большой монитор или интерактивную доску.

Обучение в цифровой лаборатории строится через решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такое задание, выполнение которого потребует поиска новой информации и овладения новыми умениями.

Примеры:

1. Мы хотим достать скрепку из стакана с водой, не намочив рук. Как это сделать?

2. Саша и Вова катали машинки. У Вовы машинка уезжает дальше. Почему так получается?

По ходу беседы детям задаются вопросы, выслушиваются ответы всех детей.

Правила организации работы с детьми в цифровой лаборатории «Наураша»:

  1. Педагог проводит измерение. Дети в роли «ученых-наблюдателей» отслеживают изменения на экране, озвучивают их, высказывают предположения о причинах возникновения и формулируют выводы по результатам измерений.
  2. Дети делятся на пары, проводят необходимую экспериментальную работу, пользуются датчиком по очереди.
  3. Возможна индивидуальная работа каждого ребенка в лаборатории – либо при малом количестве детей в группе, либо если измерения с помощью датчика кратковременны.

Для примера, я хочу представить результаты работы с детьми в цифровой лаборатории «Наураша» в старшей группе за 2021-2022 учебный год

Для оценки уровня познавательно-исследовательской активности воспитанников, я использую, разработанный мною, в соответствии с рабочей программой, диагностический материал. К критериям оценивания относятся показатели социально-коммуникативного развития, такие как проявление самостоятельности, целенаправленности, умения планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели; показатели познавательного развития, такие как развитие познавательного интереса, способность самостоятельно устанавливать простейшие связи и отношения между системами объектов и явлений.

Результаты мониторинга

Группа

Уровень освоения программы ДО «Наураша»

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Старшая группа

0

87,5%

12,5 %

25 %

75%

0

Анализ результатов: По результатам проведения мониторинга общего уровня познавательно-исследовательской активности воспитанников выяснилось, что воспитанники, имеющие низкий уровень на начало учебного года (а это 12,5 %) к концу учебного года повысили его до среднего уровня. На высокий уровень к концу года вышли 25 % воспитанников. Исходя из этого можно считать достаточно эффективной реализацию дополнительной образовательной программы «Наураша» в 2021-2022 учебном году с целью формирования и развития познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

В заключении хочу сказать, что для меня данная программа очень интересна. Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, они учатся самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность. Хочется подчеркнуть – дети с большим интересом, увлеченно работают, что является важной составляющей работы педагога. Я вижу положительный эмоциональный отклик детей во время занятий.

Однако, необходимо отметить, что рассчитана программа на более любознательных детей. Массовое её применение на занятиях очень затруднительно и нецелесообразно по причине недостаточности одного комплекта лаборатории (один модуль возможно применять максимум с двумя воспитанниками).

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Музыкальная сказка «Муха-цокотуха» (в рамках районной методической недели)

Музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха»(по мотивам сказки К.И.Чуковского)Звучит музыкальная тема, появляются два Коробейника. Идут по залу, играют в дудочки.1-й Коробейник :   Одну...

Театрализованное представление «Гуси-лебеди» (в рамках районной методической недели)

Сценарий русской народной сказки «Гуси-лебеди»Занавес закрыт. Артисты за кулисами. Три звонка.Голос за кадром:Когда приходит к нам весна,Неся тепло и ласкуГостей мы приглашаем к намИ дарим...

Театрализованное представление «Мешок яблок» (в рамках районной методической литературы)

Инсценировка сказки «Мешок яблок» Предварительная работаЗнакомство с темами «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние птицы», «Дик...

Конспект организации обмена опытом по работе с родителями, здоровьесберегающего направления, в рамках районного методического объединения.

Цель: Создать условия для повышения педагогической компетентности в области совершенствования взаимодействия коллектива дошкольной организации и семьи с целью эффективного решения задач физического во...

Выступление из опыта работы в рамках районной методической недели

Современные методы и приемы работы воспитателя в дошкольного образовательного учреждения...

Представление опыта работы на заседании районного методического объединения воспитателей, 2021 (Презентация. Уголок ЗОЖ)

Презентация уголлка «Здоровое питание – здоровые дети». Дидактические игры по здоровому питанию...