Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc | 32 КБ |
syuzhetno-rolevaya_igra.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.
Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе – Путешествие в прошлое.
Программное содержание
- Учить соблюдать правила поведения в игре.
- Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.
- Использовать игру для формирования интересов и способностей детей.
-Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников.
Материал: пульт управления, наушники, «тубы с провизией», походная аптечка, пробирки, фотоаппарат, блокнот с ручкой, микрофон, скафандр, звукозаписи, старинная изба, костюмы.
Ход игры:
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и не обижаем!
А кто опоздает –
В небо улетает”.
Раздаётся голос.
– Как вы думаете, что это такое?
Дети размышляют.
Воспитатель: Дети, по-моему, это слышен голос. Кто-то тоскует, надо бы узнать кому так печально.
– Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом.)
– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.
– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. )
– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Я буду руководителем полёта.
– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет ;учёного – он будет выходить из машины времени; журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; остальные дети будут туристами).
-Занять места в машине времени. (Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь две остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.Перед полётом врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта: Объявляю готовность!
Штурман: Есть готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Учёным приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.
Учёный выходит из корабля, берёт пробы воды и воздуха, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел учёный в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.
Руководитель полёта: Полёт продолжается!
Штурман: Есть продолжить полёт!
Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).
Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!
Штурман: Есть, остановка во времени!
Руководитель полёта: Стоп машины!
Штурман: Есть стоп машины!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину! Раздаётся голос, появляется домовёнок. Знакомится с туристами.
Журналист: Скажите, Кузя, кто здесь жил?
Кузя: Давно здесь жили люди, ваши прадеды, а я жил в этой избушке за печкой. Разведут старики огонь в печи, кашу варят, а мне тепло. Да и весело было тогда, соберутся они на посиделки, поют, танцуют и мне плясать хотелось.
Журналист: А чем вы сейчас занимаетесь? Сколько вам лет?
Кузя: С тех пор не стало стариков, а я по-прежнему живу за печкой в этой ветхой избушке, только теперь мне очень скучно, я один остался. Мне уже сто лет. Проходите, посмотрите мою избу.
Журналист делает снимки на память. Кузя предлагает наряды из сундука. Дети наряжаются в старинные костюмы, веселят Кузю, поют ему частушки. Кузя даёт детям альбомы с фото на память, угощения из печки. Просится в настоящее.
Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, пуск.
Штурман: Есть пуск!
Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои материалы? ( Отдадим в музей).
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!
Итог игры.
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе – Путешествие в прошлое.
Программное содержание
- Учить соблюдать правила поведения в игре.
- Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.
- Использовать игру для формирования интересов и способностей детей.
-Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников.
Материал: пульт управления, наушники, «тубы с провизией», походная аптечка, пробирки, фотоаппарат, блокнот с ручкой, микрофон, скафандр, звукозаписи, старинная изба, костюмы.
Ход игры:
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и не обижаем!
А кто опоздает –
В небо улетает”.
Раздаётся голос.
– Как вы думаете, что это такое?
Дети размышляют.
Воспитатель: Дети, по-моему, это слышен голос. Кто-то тоскует, надо бы узнать кому так печально.
– Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом.)
– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.
– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. )
– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Я буду руководителем полёта.
– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет ;учёного – он будет выходить из машины времени; журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; остальные дети будут туристами).
-Занять места в машине времени. (Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь две остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.Перед полётом врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта: Объявляю готовность!
Штурман: Есть готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Учёным приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.
Учёный выходит из корабля, берёт пробы воды и воздуха, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел учёный в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.
Руководитель полёта: Полёт продолжается!
Штурман: Есть продолжить полёт!
Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).
Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!
Штурман: Есть, остановка во времени!
Руководитель полёта: Стоп машины!
Штурман: Есть стоп машины!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину! Раздаётся голос, появляется домовёнок. Знакомится с туристами.
Журналист: Скажите, Кузя, кто здесь жил?
Кузя: Давно здесь жили люди, ваши прадеды, а я жил в этой избушке за печкой. Разведут старики огонь в печи, кашу варят, а мне тепло. Да и весело было тогда, соберутся они на посиделки, поют, танцуют и мне плясать хотелось.
Журналист: А чем вы сейчас занимаетесь? Сколько вам лет?
Кузя: С тех пор не стало стариков, а я по-прежнему живу за печкой в этой ветхой избушке, только теперь мне очень скучно, я один остался. Мне уже сто лет. Проходите, посмотрите мою избу.
Журналист делает снимки на память. Кузя предлагает наряды из сундука. Дети наряжаются в старинные костюмы, веселят Кузю, поют ему частушки. Кузя даёт детям альбомы с фото на память, угощения из печки. Просится в настоящее.
Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, пуск.
Штурман: Есть пуск!
Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои материалы? ( Отдадим в музей).
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!
Итог игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на планету Роботов"
Кто из детей не мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие к далёкой неизведанной планете? Подарите своим воспитанникам такую возможность! Постройте вместе настоящий космический корабль, ...
Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы : "Путешествие в Москву на самолете"
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете» Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице нашей Родины, ее достопримечательностях.2. Углубить и...
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе " Путешествие в прошлое"
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе – Путешествие в прошлое.Программное содержаниеУчить соблюдать правила поведения в игре. - Побуждать детей творчески испо...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на корабле"
Технологическая карта конспектаДата проведения – 19.10.2017г.Возрастная группа детей – подготовительная группаТема непосре...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель:Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям детских писателей и русого народного фольклора. Развивать...
Сюжетно-Ролевая игра в старшей группе "Путешествие на Северный Полюс"
Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он бере...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в прошлое»
Увлекательное путешествие в прошлое с обыгрыванием ролей....