НОД Балалайка
план-конспект занятия (старшая группа)
Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balalayka.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
"Балалайка-символ России"
Описание материала: Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам. Помимо общепринятых мероприятий патриотической направленности (День народного единства, День Победы, День независимости) я стараюсь включать в работу мероприятия, расширяющие знания детей о родной культуре: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, играми, песнями, постановка музыкальных спектаклей на основе народных сказок. Всё это, несомненно, формирует в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине, способствует укреплению связи между поколениями, является базой для формирования народного самосознания.
Цель: Расширение кругозора детей.
1. Закрепляющая:
- формировать музыкальный вкус, культуру слушания, обогатить музыкальные впечатления, закрепить умения различать изобразительность музыки. азвить музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
2. Обучающие:
- научить высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения; научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
3. Развивающая:
развивать чувства ритма, музыкально-ритмический и интонационный слух.
4. Воспитывающая:
- чувство патриотизма, гордость за свою страну.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, деревянные ложки, музыкальный центр.
Методы и приемы:
- Наглядный (слуховой и зрительный, словесный, практический, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, частично-поисковый.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых знаменитых русских народных инструментов. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!
Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!
В: Верно, ребята, это балалайка. Вы, наверное, узнали её звучание, когда заходили в зал. Как вы думаете, почему балалайка так называется? (Ответы детей.) Первые балалайки были очень просты в устройстве, и звук их напоминал бренчание. Поэтому их называли «бруньками», «балабайками», «балалайками». Последнее название и закрепилось за этим инструментом.
Первое упоминание о балалайке встречается ещё в XVII веке. На ней играли крестьяне, скоморохи, бродячие музыканты. А в XVIII веке балалайка проникла даже в царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.
Но потом балалайка была надолго забыта, сохранившись только в некоторых отдалённых деревнях. Однажды её случайно услышал русский дворянин, создатель первого в России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Он так заинтересовался балалайкой, что решил её серьёзно видоизменить и превратить в настоящий концертный инструмент. Для этого он ввёл ряд усовершенствований, благодаря которым балалайка стала звучать ярче и красивее.
Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой.
И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать. Сейчас мы с вами послушаем настоящего виртуоза современности, балалаечника Алексея Архиповского. Обратите внимание, какой разнообразный тембр может быть у балалайки, какие интересные приёмы исполнения!
Дети слушают запись с концерта Алексея Архиповского, после чего делятся своими впечатлениями.
В: Понравилось вам, как звучала балалайка в руках Алексея Архиповского? (Ответы детей.) Не удивительно, что балалайку так любили в народе, правда? Послушайте, какие о ней сложили пословицы и поговорки:
1. Наш Исайка — без струн балалайка. (Говорили о тех, чьи слова часто расходились с делом.)
2. Только дурак двор продаст да балалайку купит. (О том, что нужно внимательно относиться к своим поступкам.)
3. Баять байку про балалайку. (Значит проводить время в пустых разговорах.)
4. Что мне соха — была б балалайка. (Так говорили про тех, кто не любил трудиться.)
5. На словах — что на гуслях, а на деле — что на балалайке. (О тех, кто много и красиво говорит, но мало делает.)
Вот такой замечательный инструмент — балалайка. Не случайно именно её считают символом России и дарят в качестве сувенира многим иностранцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"
статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...
конспект открытого урока по классу балалайки «Знакомство с инструментом и элементами музыкальной грамоты. Посадка. Постановка рук»
конспект урока...
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...
Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")
Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....
«Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»
Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.Задачи:1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалай...