Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"
статья по музыке по теме

Градусова Наталья Евгеньевна

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaigray-ka_balalayka.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Заиграй-ка, балалайка.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

         Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.

Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.

         Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

        В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа, например гитара - испанский национальный инструмент, мандолина — итальянский, волынка - шотландский, кантеле – карело-финский, бандура - украинский и т д. Все в мире знают, что балалайка - это русское

.Первое из известных письменных упоминаний о ба лалайке относится к 1б88 году. В документе под названием «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», хранящемся в Центральном Государственном архиве древних актов России, упоминается «посадский, человек Савка

Федором да Важескои волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли». Следующее весьма любопытное упоминание об этом инструменте содержится в документах времен Петра 1. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее. Любопыт но, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминаю щие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по-разному (у калмыков - домбр, у бурят - гор, у татар - думбра), многие из них, и том числе калмыцкий, име ли треугольную форму кузова, длинную шейку, две-три струны. Играли на них не плектром, а пальцами, типично балалаечным бряцанием.

Можно предположить, что на определенном истори ческом этапе, как это часто бывало и бывает, произошло слияние двух-трех родственных щипковых инстру ментов, в результате которого именно русский человек развил и распространил совершенно новый, самобыт ный струнный инструмент - балалайку. Организатором первого в России оркестра народ ных инструментов в конце XIX века был Василий Васи льевич Андреев. Именно он выделил балалайку из мно гих народных музыкальных инструментов и сконструи ровал ее.

Но почему возникла у Василия Васильевича такая потребность? На этот вопрос отвечает он сам в своих воспоминаниях: «...Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке!.. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры».

Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог , дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных (в данное время- Российская академия музыки имени Гнесиных) Павел Иванович Нечепоренко.

В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства, К которой отношусь и я- Градусова Наталья Евгеньевна - выпускница факультета народных инструментов по классу балалайки названного института. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке П.И. Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.

Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.

Целью моей работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на музыкальном инструменте.

В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей игре на балалайке, создан кружок «Весёлая балалайка» Данный кружок ориентирован на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, на прививание любви к народной музыке и русской культуре.

Цель кружка:

-прививание интереса и любви к музыке;

-воспитание патриотизма на основе русской музыкальной культуры;

-пропаганда русской народной музыки и русских музыкальных инструментов.

Задачи кружка:

Обучающие:

-обучение основам игры на балалайке;

-обучение эмоциональному исполнению народных мелодий;

Развивающие:

Развитие:

-координации и беглости пальцев;

-чувства ритма;

-памяти и внимания.

Воспитывающие:

-прививание усидчивости и трудолюбия;

-приобретение навыков выступления перед аудиторией.

Кружок призван способствовать распространению народной музыкальной культуры среди дошкольников, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальную школу.  Я считаю своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.

        С детьми дошкольного возраста я начинаю обучение в подготовительных группах. к каждому ребёнку применяю дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей.

В течение года обучения ребёнок получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.

        Ребёнок осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции (от «ля» первой октавы до «ми» второй октавы). Ребёнок  овладевает основами техники исполнения штрихов: легато, стаккато.

Занятия проводятся один раз в неделю индивидуально по 25 минут на каждого ребёнка. Для занятий отбираются дети из подготовительных групп.

    Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и  по слуху. Обучение  игре  на  инструменте  проходит параллельно   с освоением  музыкальной  грамоты.  Наибольший  развивающий  эффект   обучения достигается при игре  по  слуху.  Этот  способ  требует  серьезной  слуховой подготовки. На начальном  этапе  для  подбора  по  слуху  я использую  лишь хорошо знакомые детские попевки и мелодии

Примеры:

на одном звуке: Е.Теличеева «Смелый пилот», «Небо синее», «Я иду с цветами», р.н.п. «Андрей-воробей»;

на нескольких звуках: р.н.п. «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду», «У кота-воркота», р.н.прибаутка «Петушок».

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили некоторые приемы игры на балалайке, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

К концу учебного года дети исполняют уже достаточно развёрнутые пьесы и песенки: р.н.п. «Во саду ли, в огороде» с вариацией, Д.Кабалевский «Маленькая полька», М.Иорданский «Голубые санки», р.н.п. обр.А.Лысаковского «Козлик», бел.н.п. «Савка и Гришка».

Таким образом, обучение игре на балалайке включает в себя три этапа: на п е р в о м - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м - подбирают попевки, на т р е т ь е м - исполняют их по своему желанию.

Многие выпускники нашего кружка поступают в музыкальную школу и становятся призёрами различных музыкальных конкурсов исполнителей на народных инструментах.

Один из них –   Сухов Артём,в 2012 году стал лауреатом  областного конкурса «Юные таланты Московии».

      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.

 У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Я организую занятия как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- ребёнка и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить и радоваться успехам и удачным находкам.  Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует  созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса,  на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи или в своём исполнении.

Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями..Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети вырастут и уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки. Познание Мира  через  звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее.

Литература

1. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.

2. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

3. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

4. Коннов А.П., Преображенский Г.Н. «оркестр имени В.В.Андреева», Ленинград, «Музыка»,1987

5. Кабалевский Д.Б.   Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

 6. Методика  музыкального  воспитания  в  детском   саду   /   под.   Ред.Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

6.Соколов Ф. «Русская балалайка»М.,»Советский композитор», 1962.

 

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Статья "Особенности обучения дошкольников технике оригами"

В статье раскрываются особенности обучения дошкольников технике оригами...

Статья по обучению дошкольников начальным навыкам игре в пионербол.

Пионербол – одна из любимейших игр детства. Можно сказать, что она является облегченной версией волейбола, так как поведение игроков на площадке, да и правила самой игры во многом схожи с в...

Статья "Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Статья "Обучение дошкольников игре в шахматы"

Обучение дошкольников игре в шахматы...

Статья "Инклюзивное обучение дошкольников с нарушением слуха"

В статье говорится об актуальности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха....