«Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.
Задачи:
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с особенностями, строением, звучанием.
2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
3. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.
4. Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.
5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
6. Формировать доброе отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_balalaykoy.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»
Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.
Задачи:
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с особенностями, строением, звучанием.
2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
3. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.
4. Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.
5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
6. Формировать доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа:
1. Знакомство с русскими народными инструментами (гусли, трещотки, ложки).
2. Рассматривание иллюстраций русских народных инструментов, картин о быте Русского народа.
3. Разучивание русской народной игры «Шел козел по лесу».
4. Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Камаринская».
5. Загадывание загадок о русских народных инструментах.
6. Беседа с детьми о жизни людей на Руси, о праздниках.
Организационный момент: дети входят в зал под русскую народную музыку, садятся на стулья. Воспитатель проводит игру «Повтори за мной» с 4-5 детьми. Просит повторить в той же последовательности русские народные инструменты, которые он назовёт. Подводится итог: Все перечисленные инструменты – русские народные.
И вот сегодня к нам в гости пришел еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку!
Ой, звенит она. Звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай–ка!
Это наша… .(балалайка)
1 СЛАЙД -БАЛАЛАЙКА
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Музыкальный руководитель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой? (треугольный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.(показ картинки)
Что еще мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки? (3) А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.
Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка!
Звучит весёлый проигрыш
Музыкальный руководитель: Балалайка – Русский народный музыкальный инструмент. А вы знаете от куда пошло название балалайка? От слов балагурить, баловаться. Давно на Руси на балалайке играли балагуры-скоморохи. А кто такие скоморохи? (ответы детей). Это люди, которые на праздниках развлекали и веселили всех! А мы с вами любим веселиться, баловаться, балагурить?
2 СЛАЙД - БАЛАЛАЕЧНИК
Музыкальный руководитель: Как называется человек, который играет на музыкальном инструменте? (Музыкант). Как называется музыкант, играющий на баяне, ложках, гуслях, балалайке? (баянист, ложечник, гусляр, балалаечник.)
Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы.
Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.
3 СЛАЙД -СКОМОРОХИ
Музыкальный руководитель: Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.
Слушание «Камаринской»
«Камаринскую», написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.
4 СЛАЙД -ЧАЙКОВСКИЙ
Музыкальный руководитель: Он услышал мелодию «Камаринской», которую играл простой крестьянин. Понравилась вам музыка? Какая она? Какой инструмент вы услышали?
Дети: Балалайку.
Музыкальный руководитель: Что хочется делать под эту музыку?
Дети: Веселиться, плясать .
Музыкальный руководитель: Верно, это плясовая, веселая, озорная.
Игра «Никанориха» (русская народная песня).
(В этой игре поставлена задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением: Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова: Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.)
Музыкальный руководитель: Под какую музыку мы играли?
Дети: Под «Камаринскую»
Подведение итогов занятия.
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.
Видеопрезентация «ГАЛИЛЕО БАЛАЙКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"
статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...
Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")
Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....
Празднично игровое мероприятие "Солнышко лучистое заиграло весело"
Игра - это, прежде всего отдых, способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития ребёнка....
Проект «Балалайка, балалайка, веселее, заиграй-ка»
Проект «Балалайка, балалайка, веселее, заиграй-ка»...