План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 60.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 887»
121467, г. Москва, ул. Рублевское шоссе дом 95 корп.2
План по самообразованию педагога
Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Клюнекова Н.И. |
2019-2020 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способствовать коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей.
- Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки, учить воспитанников высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
- Прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
- Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников старшего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
"У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота"
Ирина Токмаков
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Я считаю, что устное народное творчество определяет на доступном уровне для детей старшего дошкольного возраста формирование положительных нравственных качеств. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений проблемы проблемы духовно- нравственного воспитания и речевого развития детей (с использованием ИКТ) .
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- Высокие стабильно положительные результаты педагогической работе в процессе формирования связной речи.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План деятельности воспитателя с детьми
по теме самообразования
Период | Содержание | Цель |
Сентябрь | 1.Пополнение центра книги группы . 2.Применение сказкотерапии в режимных моментах. 3.Дидактическая игра «Угадай сказку» | - развивать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству. - формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках. - развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков. |
Октябрь | 1.Чтение и пересказ р.н.с. «Волк и семеро козлят» 2.Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. 3.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо» | - учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку. -развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки. - уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения. |
Ноябрь | 1.Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка» 2.Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты для драматизации известных русских народных сказок. 3.Дидактическая игра ««Оцени поступок» | - учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку. Подвести детей к анализу, что добро побеждает зло, и что для добрых поступков, достаточно иметь желание и смелость. - дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа. - с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. |
Декабрь | 1.Беседа «Волшебные сказки» 2.Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева». 3.Дидактическая игра «Маленькие помощники».
| - объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает. - познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать. - подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. |
январь | 1.ООД «В гостях у сказки» 2.Выставка детских рисунков "Дари Добро" | - уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. -воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей, отражать свои впечатления в рисунках. |
февраль | 1.Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке. 2. Дидактическая игра «Я умею уступать». | - воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. - учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие. |
март | 1. Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Репка» с музыкальным сопровождением. 2. Дидактическая игра «Ласковое слово». | - вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки. -учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. |
апрель | 1.Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней. 2.Творческая мастерская: "Подарки для самых любимых. | - продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций. -развивать творческие способности, используя разные средства выразительности. |
май | 1.Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)». 2. . Дидактическая игра «Да или нет». 3. Подготовка рисунков к выставке "Моя любимая сказка" (совместная деятельность с родителями) | -совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат. - формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет. -способствовать обобщению приобретенных знаний, умений и навыков по теме самообразования у детей. |
План саморазвития воспитателя
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Поиск и выбор диагностик. | Совершенствовать уровень аналитических навыков. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
План работы с родителями воспитанников
Период | Содержание |
Сентябрь | 1.Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования. Постановка целей и задач по данной теме. 2.Консультация для родителей «Как подружить ребёнка с книгой». |
Октябрь | 1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». 2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Чему учит сказка». |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей «Что читать детям. Зарубежные и русские народные сказки» 2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. |
Декабрь | 1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. 2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях). |
Январь | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка» «Почему важно воспитывать у детей положительные нравственные качества» |
Февраль | 1.Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении центра книги и центра ряженья. |
Март | Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в формировании у детей положительных нравственных качеств» |
Апрель | 1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. 2.Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
Май | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Моя любимая сказка». |
Изучение методической литературы в течение года
1.Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В. Бережнова.
2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
3.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».
4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
6.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
7.Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.
8.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.
9.О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
10.Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
11. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
12. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
13. Кон, И. С. Словарь по этике [Текст]/ Кон И.С - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...
" Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №1 г.Камызяк&rdquo...
План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...
Игры для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию вн...