Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
учебно-методический материал

Доклад для педсовета "Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_filosofiya_vzaimodeystviya_detskogo_sada_i_semi.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад №15»

с Кабанск Республика Бурятия

Доклад для педсовета на тему:

«Новая философия взаимодействия

воспитателя ДОУ и семьи»

Воспитатель Демидкина Г.М.

                                        

Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей  безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители  Так,в законе «Об образовании»  в ст. 44,п.1 записано, что «родители (законые представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами.Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Важнейшим способом реализации сотрудничества  педагогов и родителей является их взаимодействие , в котором родители-не пассивные наблюдатели,а активные  участники воспитательного процесса,.поэтому установление контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Новая философия . взаимодействия педагогов и родителей включает следующие подходы:.

Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.Примером в этом случае является родительские собрания в форме «круглого стола»,где каждый может выразить свою точку зрения по вопросам воспитания, искренне выражать испытываемые ими чувства.. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи маленьких воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.---?

Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. В хорошем смысле слова это означает то, что педагог «идет на поводу» у родителей. Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, предполагающая освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.Так, во время адаптации ребенка в детском саду родители приходят вместе с ребенком в группу, участвуют в режимных моментах::утренней гимнастике, играх, также проводятся «Дни открытых дверей»,совместные праздники,  В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.Это родительские собранияв форме дискуссий,совместные с родителями  дни здоровья, оформление информационных стендов на актуальные темы,.консультации,игры треннинги,,мастер-классы и т.д...

Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии. Важно сформировать у родителей один из компонентов педагогической рефлексии - умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позицияПоэтому с родителями проводятся консультации согласно предварительному анкетированию, работает детско –родительский клуб. . Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности. Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком..

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. У родителей и педагогов одна общая цель-вырастить из маленького ребенка полноценного человека:культурную, высоконравственную,творческую. и социально зрелую личность и необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой,опытом,знаниями.Здесь особое значение приобретает взаимопонимание,взаимо-дополнение, сотворчество  детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Социальное партнерство как новая философия взаимодествия детского сада и семьи

Консультация для воспитателей о взаимодействии детского сада и семьи....

О новой системе взаимодействия учреждения с с семьей. ЕЕ преимущества.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей....

«Журфикс – новая форма взаимодействия детского сада и семьи».

ФГОС ДО определяет родителей как субъектов образовательного процесса. Как вовлечь семью в образовательный процесс ДОУ? Данная форма взаимодействия с семьями воспитанников поможет педагогам в решении д...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников»

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников»...

Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи.

Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи...

РЕАЛИЗАЦИЯ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ

Что такое «новая философия взаимодействия» детского сада и семьи? В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание  детей нес...