Дидактическая игра "Тайны сенсорного ящика"
методическая разработка

Леонтьева Дарья Олеговна

Игра для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Тайны сенсорного ящика»

в подготовительной логопедической группе

ответственный: педагог – психолог Леонтьева Д.О.

Форма организации детей: малая группа (2 человека)

Оборудование: сенсорный ящик с выдвигающейся крышкой и с отверстиями, в которых закреплены матерчатые «рукава» на резинке. Шары, выполненные из разных материалов (деревянные, пластмассовые, текстильные и пр.) по 6 каждого вида; лотки  с картинками-обозначениями признаков предметов (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, звучит - не звучит, горячий - холодный), плакат «Небо», картинки для наклеивания «Воздушные шары», музыкальное сопровождение.

Игровое правило: доставать из ящика предметы, соответствующие описанию.

Игровое действие: обследование предметов (поглаживание, постукивание, сжимание, прокатывание, прикладывание к щеке и др.).

Цель: развитие тактильных ощущений, осязательного восприятия, навыков коммуникации и игрового взаимодействия.

Задачи:

1. Формировать осязательные представления о материале, фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий).

2. Улучшать координацию и точность движений пальцев рук при исключении зрительного контроля.

3. Совершенствовать память и мыслительную операцию – сравнение.

4. Расширять словарный запас детей за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий.

5. Развивать связную речь.

6. Стимулировать желание сотрудничать, воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.

Ход игры:

Приветствие «Наша добрая улыбка»:

Дети проговаривают слова вместе с педагогом-психологом и показывают движения:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Зазыв на игру:

Педагог-психолог:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра.

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

        Дети садятся за стол. Перед ними стоит накрытый платком лоток с шарами.

Педагог-психолог:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко

За морями, за горами

Жили-были братцы.

И были они все друг на друга похожи (спросить: чем? Что между ними общего? Какую форму они имеют?)…все шары округлые.

- Правильно, они все округлые. Это шары.

Но у каждого братца-шара был свой характер, непохожий на других. Познакомимся с ними?

Первый шар (предлагаю детям взять 1-й шар и обследовать его) был на ощупь какой?…(ответы детей) мягкий (как вата, подушка), теплый, ворсистый, молчаливый (если им постучать - не издавал никаких звуков), сделан из текстиля (текстильный).

Второй шар был… твердый, колючий, холодный, умел стучать, сделан из резины (резиновый), тяжелый. Что бывает таким же колючим? Сравнение: колючий как еж, морской еж, колючка, игольница и др.

Третий шар – твердый, шероховатый, теплый, был сделан из войлока (войлочный: как валенок), тяжелый.

Четвертый – мягкий, гладкий(как стекло, лед, яблоко и др.), холодный ( как лед, снег), сделан из резины (значит резиновый).

Пятый – мягкий, ворсистый, шуршаший (шуршал как песок, снег), теплый, легкий.

Шестой – твердый, гладкий, холодный, тяжелый, издавал стук.

Братцы, хоть и были разные, но были дружные. Как вы думаете, чем больше всего они любили заниматься?...играть. Особенно играть в прятки. Вот и на этот раз спрятались братцы в домике и тихо сидят, ждут, когда их найдут. Поищем братцев?(дети подходят к ящику). Это волшебный домик для шаров. В него можно войти и выйти из него только через специальный тоннель.

1.«Найди такой же»

Я покажу вам шарик, вы его ощупаете, а потом из домика достанете такой же шарик.

- Какой этот шарик на ощупь? (твердый, гладкий, тяжелый, стучит и пр.).

- Из чего он сделан?... Из дерева. Значит, какой шарик? Он деревянный. Найдите в домике такой же. Какой шарик вы нашли? Да, правильно (дети описывают). Молодцы!» (игра проводится 2 раза).

2. «Найди по описанию»

«Я загадаю какой-то шарик, расскажу о нем, а потом из домика вы достанете такой же шарик. У меня резиновый шарик. Он округлый, мягкий, гладкий и холодный (все остальные шары накрыть салфеткой). Найдите резиновый шарик в ящике. Правильно.  Какой этот шарик на ощупь?...округлый, мягкий, гладкий и холодный. Из чего он сделан? …Из резины. Значит, какой шарик?...Резиновый (игра проводится 2 раза).

Усложнение задания осуществляется за счет исключения зрительного анализатора при предъявлении образца: взрослый описывает шар, но не показывает ребенку.

3. «Запомни и найди».

На столе перед детьми лежат шары: по одному каждого вида (1 деревянный, 1 мягкий, 1 колючий, 1 резиновый и т.д.). Педагог просит детей запомнить все шары, закрыть глаза (или отвернуться), в это время убирается один из шаров, который дети еще не искали в ящике (колючий). По просьбе педагога дети открывают глаза и называют пропавший шар. Описывают его свойства (шар твердый, его невозможно сжать, он колючий, им можно постучать; сделан из резины, значит шар резиновый) и ищут такой же в ящике.

Педагог-психолог: Ребята, как здорово вы поиграли с шарами в прятки! Вам понравилось? А как вы думаете, как еще можно поиграть с шарами? (ответы детей).

Я вам предлагаю разделить их на разные группы. Попробуем?

4. «Сортировка»

Вопрос: на какие группы можно разделить все шары? (расставить лотки с условными обозначениями).

Варианты:

1 группа (по твердости): твердые и мягкие (картинки с условным обозначением: камень-подушка)

2 группа (по фактуре): гладкие и шероховатые /колючие(картинки с условным обозначением: яблоко-кокос/киви)

3 группа (по весу): тяжелые и легкие(картинки с условным обозначением: гиря-перышко/воздушный шар)

4 группа: (по звучанию): стучит –не стучит (картинки с условным обозначением: нота-нота зачеркнутая).

5 группа: (по температуре): теплые – холодные.

Вывод: шары похожи своей формой (они круглые), но отличаются на ощупь по твердости, гладкости, весу, издаваемым звукам, температуре).

Перспектива на будущее:

В какие игры еще можно поиграть с этими же шарами?

- метание в цель (в мишень, в корзину, в обруч);

- самомассаж рук с колючими шарами.

Рефлексия: приклейте на плакат с небом зеленый шар, если игра с шарами вам понравилась, было интересно, весело  и легко; если было скучно, неинтересно и трудно – приклейте красный шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по созданию сенсорных ящиков

Сенсорный ящик предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. При проведении игр развивается восприятие, внимание, память, развивается навык соотнесения информации, полученн...

Дидактическое игровое пособие «Ящик ощущений».

Актуальность:В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Среди различных детских игр особое место занимают игры которые, в своём содержании, несут познавательно-исследовательско...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...

Использование развивающего набора «Сенсорный ящик» в работе педагога-психолога.

Сенсо-моторное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста...