Дидактическая игра "Тайны сенсорного ящика"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра
«Тайны сенсорного ящика»
в подготовительной логопедической группе
ответственный: педагог – психолог Леонтьева Д.О.
Форма организации детей: малая группа (2 человека)
Оборудование: сенсорный ящик с выдвигающейся крышкой и с отверстиями, в которых закреплены матерчатые «рукава» на резинке. Шары, выполненные из разных материалов (деревянные, пластмассовые, текстильные и пр.) по 6 каждого вида; лотки с картинками-обозначениями признаков предметов (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, звучит - не звучит, горячий - холодный), плакат «Небо», картинки для наклеивания «Воздушные шары», музыкальное сопровождение.
Игровое правило: доставать из ящика предметы, соответствующие описанию.
Игровое действие: обследование предметов (поглаживание, постукивание, сжимание, прокатывание, прикладывание к щеке и др.).
Цель: развитие тактильных ощущений, осязательного восприятия, навыков коммуникации и игрового взаимодействия.
Задачи:
1. Формировать осязательные представления о материале, фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий).
2. Улучшать координацию и точность движений пальцев рук при исключении зрительного контроля.
3. Совершенствовать память и мыслительную операцию – сравнение.
4. Расширять словарный запас детей за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий.
5. Развивать связную речь.
6. Стимулировать желание сотрудничать, воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.
Ход игры:
Приветствие «Наша добрая улыбка»:
Дети проговаривают слова вместе с педагогом-психологом и показывают движения:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Зазыв на игру:
Педагог-психолог:
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра.
Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
Дети садятся за стол. Перед ними стоит накрытый платком лоток с шарами.
Педагог-психолог:
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко
За морями, за горами
Жили-были братцы.
И были они все друг на друга похожи (спросить: чем? Что между ними общего? Какую форму они имеют?)…все шары округлые.
- Правильно, они все округлые. Это шары.
Но у каждого братца-шара был свой характер, непохожий на других. Познакомимся с ними?
Первый шар (предлагаю детям взять 1-й шар и обследовать его) был на ощупь какой?…(ответы детей) мягкий (как вата, подушка), теплый, ворсистый, молчаливый (если им постучать - не издавал никаких звуков), сделан из текстиля (текстильный).
Второй шар был… твердый, колючий, холодный, умел стучать, сделан из резины (резиновый), тяжелый. Что бывает таким же колючим? Сравнение: колючий как еж, морской еж, колючка, игольница и др.
Третий шар – твердый, шероховатый, теплый, был сделан из войлока (войлочный: как валенок), тяжелый.
Четвертый – мягкий, гладкий(как стекло, лед, яблоко и др.), холодный ( как лед, снег), сделан из резины (значит резиновый).
Пятый – мягкий, ворсистый, шуршаший (шуршал как песок, снег), теплый, легкий.
Шестой – твердый, гладкий, холодный, тяжелый, издавал стук.
Братцы, хоть и были разные, но были дружные. Как вы думаете, чем больше всего они любили заниматься?...играть. Особенно играть в прятки. Вот и на этот раз спрятались братцы в домике и тихо сидят, ждут, когда их найдут. Поищем братцев?(дети подходят к ящику). Это волшебный домик для шаров. В него можно войти и выйти из него только через специальный тоннель.
1.«Найди такой же»
Я покажу вам шарик, вы его ощупаете, а потом из домика достанете такой же шарик.
- Какой этот шарик на ощупь? (твердый, гладкий, тяжелый, стучит и пр.).
- Из чего он сделан?... Из дерева. Значит, какой шарик? Он деревянный. Найдите в домике такой же. Какой шарик вы нашли? Да, правильно (дети описывают). Молодцы!» (игра проводится 2 раза).
2. «Найди по описанию»
«Я загадаю какой-то шарик, расскажу о нем, а потом из домика вы достанете такой же шарик. У меня резиновый шарик. Он округлый, мягкий, гладкий и холодный (все остальные шары накрыть салфеткой). Найдите резиновый шарик в ящике. Правильно. Какой этот шарик на ощупь?...округлый, мягкий, гладкий и холодный. Из чего он сделан? …Из резины. Значит, какой шарик?...Резиновый (игра проводится 2 раза).
Усложнение задания осуществляется за счет исключения зрительного анализатора при предъявлении образца: взрослый описывает шар, но не показывает ребенку.
3. «Запомни и найди».
На столе перед детьми лежат шары: по одному каждого вида (1 деревянный, 1 мягкий, 1 колючий, 1 резиновый и т.д.). Педагог просит детей запомнить все шары, закрыть глаза (или отвернуться), в это время убирается один из шаров, который дети еще не искали в ящике (колючий). По просьбе педагога дети открывают глаза и называют пропавший шар. Описывают его свойства (шар твердый, его невозможно сжать, он колючий, им можно постучать; сделан из резины, значит шар резиновый) и ищут такой же в ящике.
Педагог-психолог: Ребята, как здорово вы поиграли с шарами в прятки! Вам понравилось? А как вы думаете, как еще можно поиграть с шарами? (ответы детей).
Я вам предлагаю разделить их на разные группы. Попробуем?
4. «Сортировка»
Вопрос: на какие группы можно разделить все шары? (расставить лотки с условными обозначениями).
Варианты:
1 группа (по твердости): твердые и мягкие (картинки с условным обозначением: камень-подушка)
2 группа (по фактуре): гладкие и шероховатые /колючие(картинки с условным обозначением: яблоко-кокос/киви)
3 группа (по весу): тяжелые и легкие(картинки с условным обозначением: гиря-перышко/воздушный шар)
4 группа: (по звучанию): стучит –не стучит (картинки с условным обозначением: нота-нота зачеркнутая).
5 группа: (по температуре): теплые – холодные.
Вывод: шары похожи своей формой (они круглые), но отличаются на ощупь по твердости, гладкости, весу, издаваемым звукам, температуре).
Перспектива на будущее:
В какие игры еще можно поиграть с этими же шарами?
- метание в цель (в мишень, в корзину, в обруч);
- самомассаж рук с колючими шарами.
Рефлексия: приклейте на плакат с небом зеленый шар, если игра с шарами вам понравилась, было интересно, весело и легко; если было скучно, неинтересно и трудно – приклейте красный шар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по созданию сенсорных ящиков
Сенсорный ящик предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. При проведении игр развивается восприятие, внимание, память, развивается навык соотнесения информации, полученн...
ТРИЗ игры "Модель мира" и "Сенсорный ящик"
Описание игр...
Дидактическое игровое пособие «Ящик ощущений».
Актуальность:В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Среди различных детских игр особое место занимают игры которые, в своём содержании, несут познавательно-исследовательско...
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»
Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соотве...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»
многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...
Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"
Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...
Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"
Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...