Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию воспитателей
МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска
Шаповаловой Татьяны Анатольевны
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Актуальность
Чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. В таких случаях и может помочь сказкотерапия.
Работа по сказкотерапии может дать хорошие результаты. Дошкольники учатся думать, уважать мнение сверстников и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Воспитанники становятся более раскованные, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Дети учатся фантазировать, сами организовывают игры со сказками, их речь становиться образной, выразительной.
Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель:
Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
-изучить и внедрить в практику новые формы, методы и приемы работы, в частности саказкотерапии;
-создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
-помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
-содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития: содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
-снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
-воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Список литературы:
- Вачков И.В. «Введение в сказкотерапию», — М. Генезис. 2011 г.
- Гнездилов В. «Авторская сказкотерапия», СПб.: Речь, 2004
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии» /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками», - СПб.: Речь
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии»
- Карпов А. «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки»
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. «Современный ребенок и сказка: проблемы диалога», – М., 2002.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры», - М., 2002.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок»,- СПб., 2001.
- Сакович Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
- Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми»
Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
I.Диагностический | 1.Анализ затруднений. 2.Постановка проблемы. 3.Изучение и анализ методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете по проблеме и имеющегося опыта. | В течение года | Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег. | |
II.Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь | Анкетирование, опрос родителей. Планирование деятельности с детьми, родителями, коллегами по теме. | Анализ анкет |
III.Практический | 1.Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4.Корректировка работы. 5.Обсуждение с родителями реализации проекта «Детская библиотека в старшей группе детского сада» | В течение года | Осуществление запланированных мероприятий: 1.Родительские собрания-студии, консультации, мастер-классы 2. Участие родителей в реализации проекта «Детская библиотека в старшей группе детского сада» 3.Пополнение РППС группы | 1.Паспорт проекта «Детская библиотека в старшей группе детского сада» 2.Создание ППРС группы по темам проекта и самообразования 3.Картотека методической литературы по теме самообразования |
IV.Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов | Апрель-май | Анализ проведенной работы. | Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей. День открытых дверей для родителей |
V.Внедренческий | 1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. | В течении года | Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города, сайт группы.) | Информация на сайте группы, мини-сайта педагога |
Планируемые результаты:
- Установление психологического комфорта в коллективе.
- Формирование у детей познавательного интереса.
- Развитие связной монологической, диалогической речи.
-Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
- Развитие творческого воображения, мышления.
- Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
- Овладение навыками взаимоотношения с миром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
План по самообразованию: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...
Приложение к плану по самообразованию "Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Памятки, консультации, игры....
План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...