План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической помощи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Нэбзый»
План по самообразованию педагога
Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Выполнила: Зверева Лада Игоревна
2022– 2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, зучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии;
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
- оформить в группе центр книги
- взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы
- способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;
- развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Так что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической помощи и др.
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.
В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка. Персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.
Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.
Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
- чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
- инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
- загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
- имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
- воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
- сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
- рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
- придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
- придумывание вопросов героям текста;
- проигрывание придуманного конца сказки.
−
Формы работы с родителями:
- консультации, мастер-класс
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
- Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь;
интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
- Презентация на родительском собрании
- Презентация педагога по теме самообразования.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по направлениям:
- Совместная деятельность с детьми в возрасте 5-6 лет.
- Взаимодействие с родителями. 3. Саморазвитие воспитателя.
Этапы работы:
I этап - теоретический:
- определение темы
- определение целей и задач
- составление плана
−
этап - подготовительный:
- подбор материала, пособий
- составление перспективного плана мероприятий
- проведение предварительной работы с родителями
этап - основной:
- реализация поставленных задач.
этап - заключительный:
- подведение итогов.
План.
Сентябрь.
- Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста».
- Консультации и папки - передвижки для родителей: «Сказки в жизни ребенка», «Чему учат сказки», «Сказкотерапия»
Октябрь.
- Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
- Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».
- Пополнение центра книги в группе новыми книгами с русскими народными сказками, терапевтическими сказками с иллюстрациями для чтения детям.
Ноябрь.
- Создание картотеки сказок для работы с детьми.
- Методические приёмы: работа по книге О.А. Шороховой «Играем в сказку»
Декабрь.
- Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
- В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий «Как организовать чтение ребенка в домашних условиях».
Январь.
- Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
- Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».
- Сказкотерапевтическая игра "Чудесные пироги"
Февраль.
- Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
- Беседа «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
- Сказкотерапевтическая игра "Глина и скульптор"
Март.
- Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
- Беседа «Сказкотерапия детских проблем».
- Сказкотерапевтическая игра "Моя ладонь".
Апрель.
1.Изучение темы «Сказкотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
2. Сказкотерапевтическая игра "Групповая скульптура"
Май.
1.Самоанализ плана по самообразованию.
Список литературы:
- Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
- Иванова И.Э: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
- Ильин И.: «Духовный мир сказки». Просвещение 2001г.
- Руденко А.В. «Игры и сказки, которые лечат»
- Ткач Р.М «Сказкотерапия детских проблем»
- Шорохова О.А «Играем в сказку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....
План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
План по самообразованию: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
Приложение к плану по самообразованию "Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Памятки, консультации, игры....
План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
План по самообразованию: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...